5 Работа с текстом. Прочитайте текст и выполните задания. ** Руси солонка всегда была...

0 голосов
4.3k просмотров

5 Работа с текстом. Прочитайте текст и выполните задания. На Руси солонка всегда была предметом очень почитаемым. (2)Ведь наряду с хлебом соль являлась символом благополучия, вот почему дорогих гостей издревле встречали хлебом-солью. (3)Без деревянных расписных солонок, которые назывались солоницы, не обходилось ни одно праздничноеторжество. (4)Говорят, что наиболее почётными местами за столом считались те, что располагались ближе к солонке. (5)Каких только солонок не выдумывали русские мастера: в виде уточек, коробочек с резными коньками, главками церквей или двуглавым орлом. (6)Например, для Русского Севера, вологодской и архангельской губерний, типичной была солонка в форме плывущей птицы с головой уточки (такую солонку называли утицей). (7)Вырезая солонку-утицу, мастера оставляли между грудью и клювом перемычку, которая служила удобной ручкой. (8)Спинку и часть хвоста отпиливали, чтобы сделать в туловище углубление для соли, а затем выпиленную часть возвращали на место. (9)Около хвоста просверливали отверстия, в которые вставляли круглый стержень – вертлюг. (10)Когда нужно было открыть солонку, крышку на вертлюге легко отводили в сторону, но бывали у солонок-утиц и съёмные крышечки. (11)В Верхнем и Среднем Поволжье были очень распространены нарядные солонки, по форме напоминавшие кресла. (12)За столетия мастера выработали особый тип крышки на вертлюге для солонки-кресла. (13)Такая крышка вращается на двух вертлюгах, вставленных в подлокотники солонки. (14)Она легко откидывается и упирается в спинку солонки, которая служит ручкой. (15)Крышки и спинки солонок-кресел красочно расписывали (ещё одно свидетельство особого отношения мастеров к солонке), и эта чудесная яркая роспись до сих пор сохранилась в некоторых крестьянских домах Поволжья. (16)А солонка и сейчас всегда наготове держит перед нами соль – и спасибо ей за это… 6 Определите и запишите основную мысль текста. 7 Составьте и запишите план текста из трёх пунктов. 8 Почему, по мнению автора текста, без деревянных расписных солонок на Руси не обходилось ни одно праздничное торжество? 9 Определите и запишите лексическое значение слова «отводили» из предложения 10 Подберите и запишите предложение, в котором данное многозначное слово употреблялось бы в другом значении. Отводили – __________ 10 Определите стилистическую окраску слова «издревле» из предложения 2, запишите. Подберите и запишите синоним (синонимы) к этому слову. Издревле – __________ 11 Объясните значение фразеологизма задирать нос, запишите. Используя не менее двух предложений, опишите ситуацию, в которой будет уместно употребление этого фразеологизма. Включите фразеологизм в одно из Задирать нос – __________ 50 БАЛЛОВ


Русский язык (34 баллов) | 4.3k просмотров
Дан 1 ответ
0 голосов

Ответ:

9.

Основная мысль текста.

Особое отношение к солонке, почитаемому на Руси предмету, отражается

в народных обычаях, в творчестве русских мастеров.

10.

Примерный план.

1. Особое отношение к солонке на Руси.

2. Солонки-утицы на Русском Севере.

3. Солонки-кресла в Поволжье.

11. На Руси солонка всегда была предметом очень почитаемым. Хлеб и соль на Руси считались символом благополучия, а соль в праздничные дни насыпали в деревянную расписную солонку. Яркая роспись – одно из свидетельств особого отношения мастеров к солонке.

12.

1) распознавание лексического значения слова в данном контексте.

Отводили – направляли в сторону.

2) самостоятельно составленное предложение, в контексте которого данное

многозначное слово употреблено в другом значении.

На прошлой неделе мы с сестрой дважды отводили младшего брата в детский сад.

13.

1) распознавание стилистической окраски слова:

издревле – книжное;

2) подбор синонима к данному слову.

издревле – всегда, давно, издавна.

14.

1) объяснение значения фразеологизма:

Задирать нос – зазнаваться, важничать‚ ставить себя выше других, превозносить себя;

2) толкование ситуации в заданном контексте:

Мой одноклассник стал победителем олимпиады по математике и заболел «звёздной болезнью». Мы с ребятами по-дружески попросили его не задирать нос, ведь неприятно общаться с зазнайкой.

Объяснение:

(80 баллов)