Ответ:
Некоторые свойства личности существенно влияют как на цели и процесс общения, так и на его эффективность. Общение в современной науке является частью общей проблемы «личность-общество». Поэтому проблемой общения занимаются представители самых различных областей общественных наук. Каждая наука, которая находит свой аспект в изучении данной проблемы (философский, социально-психологический, педагогический), вскрывает явление какой-то новой гранью. Это существующее многообразие подходов соответственно сказывается и на выборе определения данного понятия. «Психологическом словаре» под редакцией Н. Ф. Добрынина дается такое определение: «Общение человека с другими людьми заключается в том, что он сообщает свои мысли, желания и чувства и, вместе с тем, так или иначе воздействует на других...»
По мнению В. Н. Панферова, именно в этом и заключаются наиболее общие и специфические черты процесса общения, что это есть «взаимодействие человека с человеком, а не человека с предметом, что, бесспорно, отличает взаимодействие первого рода от взаимодействия второго рода». Хотя специфические признаки данного явления здесь не закрыты, ценность высказывания несомненна. Дело в том, что здесь имеются указания не только на то, что это есть особого рода взаимодействие, поскольку в качестве субъекта и объекта выступает человек, но и то, что именно в этом заключается сущность общения, когда каждый из них на себе испытывает действие другого. В таком направлении дается большинство определений. Так, в частности, А. А. Бодалев, отбрасывая на время содержательную сторону контактов, сосредотачивает свое внимание именно на этом принципе взаимодействия, отмечая, что «процесс общения является таким видом взаимодействия людей, в котором последние выступают по отношению друг к другу одновременно (или последовательно) и объектами, и субъектами».
Несколько в ином плане рассматривается общение в работах Б. Г. Ананьева. «Общение, - пишет он, - столь же социальное, сколь и индивидуальное явление. Поэтому так неразрывно связано социальное и индивидуальное в важнейшем средстве общения - языке, индивидуальным проявлением и механизмом которого является речь. Пантомимика и жестикуляция, т. е. внеречевые формы общения, становятся таковыми именно тогда, когда экспрессия поведения выполняет коммуникативную функцию». Исходя из такого понимания сущности и социализующей роли общения, представляется неверным сводить его значение в жизни человека лишь к усвоению речи, языка.