Объяснение:
Актуальность темы исследования. Проблема человека как существа уникального и загадочного на планете Земля была и остаётся в центре внимания философии религии на протяжении многовековой ее истории. Природа человека, представляя собой основную тайну бытия, порождает противоречивые суждения относительно его потенциала и предназначения, роли в эволюции Вселенной. Представители различных философских школ и религиозных направлений, создавая стройные системы относительно мироздания, неминуемо сталкивались с необходимостью осмысления человеческой экзистенции. Какие бы проблемы не рассматривались в недрах философской мысли, их анализ без антропологической составляющей остается неполным. Не имеющая общепризнанного решения, проблема человека на сегодняшний день является предметом изучения различных областей гуманитарного и естественнонаучного знания, постигающих лишь отдельные ее аспекты.
Вопрос «Что такое человек?» относится к той сфере познания, которая находится за пределами возможностей ее постижения строго научными методами, позволяющими измерять, доказывать, объективировать. Поэтому религиозно-философские и философско-антропологические исследования природы человека нуждаются не столько в уточнении понятий, увеличении абстракций, а в комплексном рассмотрении проблемы человека с учетом тех знаний, которые накопило человечество в рамках отдельных ее областей: философии, науки, мифологии, религии, эзотерики.
В настоящее время те научные направления, которые оперируют общечеловеческими ценностями, укорененными в различных мировоззренческих системах, набирают силу и обретают всеобщую значимость. Это вызвано ситуацией, сложившейся на рубеже двух тысячелетий, когда цивилизация оказалась перед лицом проблем, названных глобальными, несущими угрозу физического уничтожения человека как биологического вида. Рассмотрение данных проблем в контексте сугубо технологического, экономического, социально-политического знания не позволяет приблизиться к пониманию того, что привело человека к возможно уже предельной границе выживания. В связи с этим актуализируется потребность рассмотрения самой природы человека: от каких усилий и от развития каких составляющих внутренний мир человеческого существа зависит сохранение человеческой популяции и ее дальнейшая эволюция?
В условиях разобщенности подходов и позиций в антропологической мысли возникает необходимость обращения к антропософским системам, призванным восполнить односторонность таких направлений как психоанализ (во многом абсолютизирующий роль бессознательных процессов), бихевиоризм (концентрирующийся на поведенческом аспекте человеческого существования), экзистенциализм (подчеркивающий безысходность «заброшенности бытия-в-мире»). Одной из таких систем является гурджиевская система сознательной эволюции человека, так называемый «четвертый путь», претендующий на статус транслятора опыта гностической традиции в XX веке.
Актуальность темы исследования состоит в рассмотрении соотношения механизмов духовной трансформации человека в гурджиевской антропологии и гностических учениях. В данном ракурсе на сегодняшний день проблематика не является разработанной в достаточной мере.