Ответ:
1)Сказать «завтра» и выдержать тон приличия было нетрудно, но приехать одному домой, увидать сестер, брата, мать, отца, признаваться и просить денег, на которые не имеешь права после данного честного слова, было ужасно.
2)Дома еще не спали. 3)Молодежь дома Ростовых, воротившись из театра, поужинав, сидела у клавикорд. 4)Как только Николай вошел в залу, его охватила та любовная поэтическая атмосфера, которая царствовала в эту зиму в их доме и которая теперь, после предложения Долохова и бала Иогеля, казалось, еще более сгустилась, как воздух перед грозой, над Соней и Наташей…
5)Наташа собиралась петь.6) Денисов восторженными глазами смотрел на нее.
7)Николай стал ходить взад и вперед по комнате.
8)«И вот охота заставлять ее петь! 9)Что она может петь? 10)И ничего тут нет веселого», — думал Николай.
11)Соня взяла первый аккорд прелюдии.
12)«Боже мой, я бесчестный, я погибший человек. 13)Пулю в лоб — одно, что остается, а не петь, — подумал он. — Уйти? но куда же? 14)Все равно, пускай поют!»
15)Николай мрачно, продолжая ходить по комнате, взглядывал на Денисова и девочек, избегая их взглядов.
16)Наташа в эту зиму в первый раз начала серьезно петь и в особенности оттого, что Денисов восторгался ее пением. 17)Она пела теперь не по-детски, уж не было в ее пении этой комической, ребяческой старательности, которая была в ней прежде, но она пела еще не хорошо, как говорили все знатоки-судьи, которые ее слушали. 18)«Не обработан, но прекрасный голос, надо обработать», — говорили все. 19)Но говорили это обыкновенно уже гораздо после того, как замолкал ее голос. 20)В то же время, когда звучал этот необработанный голос с неправильными придыханиями и с усилиями переходов, даже знатоки-судьи ничего не говорили и только наслаждались этим необработанным голосом, и только желали еще раз услыхать его. 21)В голосе ее была та девственность, нетронутость, то незнание своих сил и та необработанная еще бархатность, которые так соединялись с недостатками искусства пения, что, казалось, нельзя было ничего изменить в этом голосе, не испортив его.
22)«Что ж это такое? — подумал Николай, услыхав ее голос и широко раскрывая глаза. — Что с ней сделалось? Как она поет нынче?» — подумал он. 23)И вдруг весь мир для него сосредоточился в ожидании следующей ноты, следующей фразы, и все в мире сделалось разделенным на три темпа: «Oh mio crudele affetto... 1 Раз, два, три... раз, два... три... раз... Oh mio crudele affetto... Раз, два три... раз. Эх, жизнь наша дурацкая! — думал Николай. — Все это, и несчастье, и деньги, и Долохов, и злоба, и честь, — все это вздор... а вот оно — настоящее... Ну, Наташа, ну, голубчик! ну, матушка!.. Как она этот si возьмет... Взяла? Слава Богу. — И он, сам не замечая того, что он поет, чтобы усилить этот si, взял втору в терцию высокой ноты. — Боже мой! как хорошо! Неужели это я взял? как счастливо!» — подумал он.
24)О, как задрожала эта терция и как тронулось что-то лучшее, что было в душе Ростова. 25)И это что-то было независимо от всего в мире и выше всего в мире. 26)Какие тут проигрыши, и Долоховы, и честное слово!.. 27)Все вздор!28) Можно зарезать, украсть и все-таки быть счастливым...
4. Анализ текста. Подготовка к написанию сочинения. Фронтальная работа.
1) Как вы считаете, о чем текст? Какова его тема?
О состоянии Николая Ростова после проигрыша в карты.
2) Назовите основные проблемы, поднятые в тексте.
Проблемы:
- тяжести вины от содеянного;
- совести;
- раскаяния;
- легкомыслия и малодушия;
- исцеляющей атмосферы в семье;
- истинных и ложных ценностей;
- спасения души посредством приобщения к прекрасному;
- роль музыки в жизни человека;
- влияние искусства на жизнь человека;
- любовь, доброта, понимание – главные семейные ценности;
- что может спасти человека от рокового шага;
- неотвратимость расплаты за легкомыслие;
- мужской чести;
- слова чести для мужчины.