Ответ:
Основы просвещенного абсолютизма[править. | ред. код]
Теория «просвещенного абсолютизма», родоначальником которой считается Томас Гоббс, вполне проникнута рационалистической философией Просвещения. Сущность ее заключается в идее светского государства, в стремлении абсолютизма поставить выше всего центральную власть. До XVIII века государственная идея, выразителем которой был абсолютизм, понималась вузькопрактично: понятие о государстве сводилось к совокупности прав государственной власти. Крепко держась за выработанные традицией взгляды, просвещенный абсолютизм внес вместе с тем и новое понимание государства, которое уже налагает на государственную власть, пользующуюся правами, и обязанности. Следствием такого взгляда, что сложилась под влиянием теории договорного происхождения государства, явилось то теоретическое ограничение абсолютной власти, которое вызвало в европейских странах целый ряд реформ, где рядом со стремлением к «государственной пользе» выдвигались заботы об общем благосостоянии.
«Просветительская» литература XVIII века не только ставила задачу критики старых порядков: стремления философов и политиков того времени сходились в том, что реформа должна совершиться государством и в интересах государства. Не удивительно, что эти идеи пришлись по вкусу некоторым монархам, в частности Фридриху II. Еще в юности он увлекся философией и перепиской с вольнодумцами, стал масоном и написал свой трактат с критикой политической теории Макиавелли, изданное в Голландии под вымышленным именем. А став королем, Фридрих II с рвением взялся за проведение реформ в соответствии с собственным пониманием идей Просвещения. Он запретил пытки и объявил об отмене цензуры. Убежденный сторонник свободы вероисповедания, король утверждал, что может свести в Пруссии святилища даже для язычников, если те захотят поселиться в его государстве, а впоследствии распорядился построить католический собор в Берлине, населенном преимущественно протестантами. Частную собственность объявили неприкосновенной, судопроизводство по совету Монтескье отделили от исполнительной власти. По приказу монарха был создан новый свод законов. Фридрих II ввел в Пруссии всеобщее начальное образование, строил дороги, поощряло строительство новых мануфактур, отменил таможни внутри королевства. Такая государственная политика, собственно, и получила название «просвещенного абсолютизма»[1].
«Просвещенный абсолютизм», по крайней мере в теории стремился к союзу монархов и философов, которые желали подчинить государство чистому разуму. Не удивительно, что в литературе «просвещенный абсолютизм» был встречен восторженно. Наиболее яркий пример этого увлечения — политическое мировоззрение Вольтера, этой же точки зрения придерживалась и школа физиократов с Кенэ, Мерсье-де-ла-Рів'єром и Тюрго во главе.
Объяснение: