Ответ:
1. Оргмомент:
- Кто сегодня рано встал,
Никому не помешал?
Никого не разбудил,
Кашу сам себе сварил?
- Замечательно, что у нас есть такие ребята!
- Кто запомнил, какие местоимения прозвучали в стихотворении?
( кто, никому, никого, сам, себе)
- Запишем их в тетрадь и определим разряд.
- Вспомните, что такое местоимение?
- Назовите разряды местоимений.
- Местоимения каких разрядов не попали в стихотворение? (личные, притяжательные, указательные, относительные)
На первом слайде появляется схема изученных разрядов местоимений.
( повторяем значения, по которым определяем разряд)
2. Введение в тему.
(на слайде текст стихотворения)
(Не)кто в двери постучал…
- У кого(то) ключ пропал?
- Может кто(то) заблудился?
К нам нечаянно попал?
- Хоть какой( нибудь) намек!
Хоть бы кто(нибудь) помог!
- Видно ветер понарошку
Чем(то) бросил нам в окошко!
(На третьем слайде иллюстрации к стихотворению)
Задание.
- Понятно из данного текста, о ком идет речь? Почему?
На что указывают эти слова? Какие части речи заменяют?
- В нашей жизни далеко не все ясно, не все известно и не все изучено. Как же выразить свое отношение к неизвестному, непонятному, таинственному? Для этого в языке существует большое количество неопределенных местоимений, которые не только укажут на неопределенность, но и при помощи различных аффиксов придадут смысловые и стилистические оттенки описанию неопределенности.
- Тема нашего урока?
- Цель урока?
Проблемная ситуация
- А как же эти местоимения пишутся? Как можно узнать? ( Посмотреть в словарь, заглянуть в учебник, посмотреть в справочнике, найти ответ в интернете)
- Запишите текст, воспользовавшись одним из предложенных способов.
( слайде появляются вопросы по новой теме)
1.На что указывают неопределенные местоимения?
2.На какие вопросы отвечают?
3.Как образуются?
4.Как пишутся с приставками не-, кое-.?
5.Как пишутся с суффиксами -то, - либо, - нибудь?
6.Как пишутся с предлогами?
Беседа
- Кто может ответить на все вопросы? ( Выясняется, что только те, кто прочитал теоретический материал в учебнике, в справочном материале ( есть у каждого )могут ответить на все вопросы)
( на слайде появляется схема «Неопределенные местоимения»)
Работа с теоретическим материалом.
Вывод:
Неопределенные местоимения указывают на неопределенные предметы, признаки, количества. Образуются от вопросительно-относительных при помощи приставок -кое, -не или суффиксов -то, -либо, -нибудь. Если есть предлог, то пишутся в три слова.
3. Лингвистическая физкультминутка.
Учитель называет местоимения: тебя, никто, кто-то, никакой, что-нибудь, мы, мне, нисколько, некий, ничей.
Личное местоимение – хлопаем в ладоши 2 раза.
Отрицательное – топаем ногами 3 раза.
Неопределенное – потягиваемся.
4. Закрепление изученного материала.
- Записываем словосочетания, объясняем орфограммы.
Комментированный диктант:
Чего- то не пришел, кое о ком подумать, кого- нибудь слепит,
к кому-то уехать, кое в чем не согласиться, позвать кого-либо,
-кем заменить, кому-нибудь поручить.
- Устно составляем несколько предложений, используя записанные словосочетания. Одно предложение записываем, делаем синтаксический разбор.
Практическая работа
( раздаточный материал есть у каждого)
1) (Кое)кто (кое)(с)кем повздорил (из)-(за) чего(то), и каждому пришлось возвращаться домой с (н…)сколькими порванными вещами и (кое)чем под глазами. 2) (Кое)кому пришла в голову этакая какая(то) бредовая мысль, но все(таки) (н…)кто (н...)чего (н..)кому (не)сказал и (кое)(с)чем (не)согласился. 3) (Кое)(о)чем они договорились, но (кое)(в)чем между ними (н..)(о)какой договоренности (не)могло быть и речи.
1.Сколько всего местоимений в практической работе ?
2.Сколько грамматических основ во 2-ом предложении.?
3.Выпиши определительное местоимение.
4.Каким способом образовалось слово (кое)(о)чем?
5.Из 3 –его предложения выпиши словосочетание со связью согласование.
- Проверяем результаты практической работы( на слайде).
- Решите тест.
Тест
1.Какое утверждение является верным?
Неопределенные местоимения
1)обозначают признак предмета по принадлежности
2)выражают отсутствие чего-либо: предмета, признака, количества
3)указывают на неопределенные предметы, признаки, количества
4)указывают на того, о ком говорят
2.Укажите предложение, в котором употреблено неопределенное местоимение
1)Чахлые, стелющиеся кустики карликовой березы сплошь покрывают возвышенности, спускаются в лощины, а кое-где растут даже под водой.
2)Кто посмеется над струной?
Где скрыта память о Бояне?
3)Ему же интересно поглядеть, кто это тут, вот он и выглядывает.
4)Владимир слушал его с презреньем и ничего не отвечал.
3.Какое местоимение пишется раздельно:
1)какой(либо)
2)кто(то)
3)кое(у)кого
4)кто(нибудь)
4.Какое местоимение пишется в одно слово:
1)(не)кий
2)кое(с) кем
3)(кое)какой
4)скольких(нибудь)
5.Какое местоимение пишется через дефис:
1)как(будто)
2)(не)сколькими
3)чей(либо)
4)(подо) мной
6.В состав какого фразеологизма входит неопределенное местоимение?