Контрольная работа по литературе №3. 9 класс.
Анализ самостоятельно прочитанного прозаического произведения (рассказы русских писателей XX века)
Инструкция по выполнению работы
На выполнение работы по литературе отводится 45 минут.
Контрольная работа проверяет Ваше умение анализировать прозаическое произведение. Приступая к выполнению контрольной работы, ответственно отнеситесь к выбору произведения. Рекомендуем обратиться к тому тексту, который произвел на Вас наиболее сильное впечатление. Главная цель анализа не высокая оценка, а Ваше умение дать ответ на три вопроса.
1.Что и зачем хотел сказать писатель?
Чтобы это понять, надо:
а) определить тему рассказа;
б) выяснить идею (главную мысль) произведения;
в) понять, как эта идея воплощается в сюжете, основных образах, мотивах, выборе времени и пространства действия, заглавии.
2. Как он это сказал?
Отвечая на этот вопрос, подумайте:
а) как связан с темой и идеей выбор преобладающего типа текста (повествование, рассуждение, описание); как ощущается присутствие в тексте авторской точки зрения на события (прямо, косвенно…);
б) как идея определяет композиционные приемы (сопоставление, противопоставление, градация, быстрая смена событий, неторопливое повествование, наличие вставных эпизодов…);
в) какие слова, в том числе и используемые в переносном смысле (тропы), и почему привлекли Ваше внимание, для чего их использует автор (лексические повторы, синонимы, антонимы, неологизмы, архаизмы…);
г) в чем особенности синтаксических конструкций, используемых в тексте (параллелизмы, инверсии, парцелляции…).
3. Каково ваше эмоционально-оценочное отношение к прочитанному?
Вы можете дать собственную интерпретацию прочитанного, если она не противоречит авторской позиции и смыслам, заложенным в текст.
Объем созданного Вами текста должен быть не менее 200 слов.
Аргументируйте свои суждения анализом текста.
Не допускайте фактических и логических ошибок.
Используйте теоретико-литературные понятия в процессе анализа выбранного Вами произведения.
Соблюдайте нормы литературной письменной речи.