«Песня про купца Калашникова» (1837) знаменует начало нового этапа
в творческом развитии поэта (в том же году были написаны «Бородино» и
«Смерть поэта»). Никогда ранее Лермонтов не приближался так близко к
народной поэзии. Близость эта проявляется не просто в определенных
формальных особенностях (в языке, стихе), но прежде всего в
воспроизведении народного сознания. Замысел поэмы был связан с идеей,
отразившейся в «Бородино»: восхищение героическими подвигами и
личностями прошлых эпох и горечь при мысли о ничтожестве нынешнего
поколения.
В «Песне…» выражены поэтические размышления не
столько об эпохе Ивана Грозного, сколько о своей современности, о правах
человеческой личности. В частности, существует предположение, что в
поэме нашли отражение раздумья автора о судьбе и причинах гибели
Пушкина. Смысл поэмы Белинский видел в том, что в нец «…поэт от
настоящего мира не удовлетворяющей его русской жизни перенесся в ее
историческое прошедшее…
Два крупных, сильных
характера, созданные Лермонтовым в этой поэме, прямо противопоставлены
друг другу. Их основные свойства были уже намечены в лирике Лермонтова и
его ранних поэмах. Царский опричник Кирибеевич — продолжение
романтического героя-индивидуалиста, не признающего для себя никаких
нравственных запретов и готового принести в жертву своим страстям честь и
достоинство других людей. Купец Калашников выражает народное начало, он
продолжает линию лермонтовских героев-мстителей. Калашников дорог поэту
не только как борец против неправды и произвола. Не менее дорога его
нравственная стойкость, внутренняя убежденность в своей правоте. С ним
связано представление о твердых нравственных устоях, народной традиции.
Он одерживает моральную победу над своим противником.
Еще
недавно Кирибеевич, обнаруживающий способность к сильной любви и во имя
страстного чувства нарушающий общепринятые нормы, мог оказаться в
центре поэмы как высокий романтический герой. Теперь концепция
Лермонтова заметно меняется. Байронический герой-индивидуалист
развенчивается. В образе Кирибеевича есть свое поэтическое обаяние, он
даже не лишен угрызений совести, но у Лермонтова он прямо
противопоставлен Калашникову как носителю народного сознания и,
несомненно, уступает ему в нравственном отношении. В конце поэмы
говорится о поклонении народа могиле Калашникова, но не Кирибеевича,
хотя погиб и он.
Важное место в системе образов
поэмы занимает Иван Грозный. Он дан в духе народных представлений,
зафиксированных во многих фольклорных произведениях, в которых
отмечалось соединение в характере царя черт справедливости и вместе с
тем деспотизма. Так проявляется важнейший идейно-эстетический принцип
Лермонтова: он смотрит на своих героев глазами народа, подвергает их
контролю и суду с позиций народных представлений о долге, чести и
нравственности. Естественно, что в такой поэме Лермонтов широко
использовал систему изобразительных средств, присущих
народно-поэтическому творчеству.
Но в «Песне про купца Калашникова» нет прямого, буквального заимствования из каких-то определенных фольклорных текстов.
ального
заимствования из каких-то определенных фольклорных текстов. Лермонтов
творчески использует народную поэзию, свободно переплавляя ее в
соответствии со своим замыслом. Мир устного народного творчества
органически входил в художественный мир Лермонтова. «Песня…» была
опубликована анонимно (ссыльный поэт не мог подписать ее своей
фамилией). Белинский уже в первом своем отзыве на поэму сразу же отметил
появление нового таланта в русской поэзии: «Не знаем автора этой песни,
но не боимся попасть в лживые предсказатели, сказавшие что наша
литература приобретает сильное и самобытное дарование» .Сон в руку. Концы в воду . Видали виды . Поминай , как звали. Всякая вина виновата .