Реферат на тему Китайская культура
Каждая из
великих классических культур Востока уникальна. Своеобразие, уникальность
китайской традиционной культуры сводится прежде всего к тому хорошо известному
феномену, который на уровне обыденного сознания давно уже получил достаточно
точное название - «китайские церемонии». Конечно, в любом обществе и тем более
там, где существуют восходящие к глубокой древности традиции, немалое место
занимают жестко сформулированные стереотипы поведения и речи, исторически
сложившиеся нормы взаимоотношений, принципы социальной структуры и
административно-политического устройства. Но если речь идет о китайских
церемониях, то все отступает в тень.
И не только
потому, что в Китае сеть обязательных и общепринятых норм поведения была
наиболее густой. В общинно-кастовой Индии аналогичных регламентов и запретов
было, видимо, не меньше, однако только в Китае этико-ритуальные принципы и
соответствующие им формы поведения уже в древности были решительно выдвинуты на
первый план и так гипертрофированы, что со временем заменили идеи
религиозно-мифологического восприятия мира, столь характерные почти для всех
ранних обществ. Демифологизация и даже в немалой степени десакрализация этики и
ритуала в древнем Китае имели следствием формирование уникального
социокультурного «генотипа», бывшего на протяжении тысячелетий основным для
воспроизводства и автономного регулирования общества, государства и всей
культуры древнего Китая. Это имело для Китая далеко идущие последствия, В
частности, место мифических культурных героев заняли искусно
деми-фологизованные легендарные правители древности, чье величие и мудрость
были теснейшим образом связаны с их добродетелями. Место культа великих богов,
прежде всего обожествленного первопредка Шанди, занял культ реальных клановых и
семейных предков, а «живые боги» были вытеснены немногими абстрактными
божествами - символами, первым и главным среди которых стало
безлично-натуралистическое Небо. Словом, мифология и религия по всем пунктам
отступали под натиском десакрализованных и десакрализующих этико-ритуаль-ных
норм на задний план. Этот процесс нашел свое наиболее полное и яркое завершение
в учении Конфуция.
В конфуцианстве
понятие «ли» («этика-ритуал»), охватывающее родственные понятия («правила
поведения», «обряд», «обычай», «благопристойность» и др.) стало высшим символом
ритуализованной этики, превратилось в' наиболее общую характеристику
правильного, даже идеализированного, социального устройства и поведения
человека: «Правитель руководит подданными посредством ли», «Преодоление себя и
обращение к ли составляет гуманность. В тот день, когда преодолеют себя и
обратятся к ли, поднебесная вернется к гуманности».