Прочитайте текст, выполните задания
1. Однажды учителя пригласили выдающегося двоечника, трижды ученика 4 класса «Б» Гаврилова Серёжу выступить на педсовете с докладом: «Почему дети совершенно не хотят учиться и не делают уроки».
2. – В Поднебесной нет ничего, что можно было сравнить с пользой от НЕДЕЯНИЯ*. В этом закон небесного Дао**, - начал Сережа. – Когда будет уничтожена ученость, тогда не будет и печали, - сказал Сережа и глубоко вздохнул.
3. – А физика?! – возмущенно закричала с места учительница по физике. – Без физики ты бы, Гаврилов, даже не знал, что Земля круглая!
4. – Какая же она круглая? – удивлённо произнес Сережа.
5. – Как какая! – не выдержала учительница по географии и вынула из сумочки чугунный глобус, который всегда носила с собой как средство самозащиты. – Вот как глобус!
6. – Ну хорошо, - усмехнулся Сережа, испытующе посмотрел на глобус и показал пальцем на океан, - почему тогда вода не выливается?
7. –А Земля ее притягивает, как магнит! – снова вскочила раскрасневшаяся от волнения учительница по физике, горячо защищая свой предмет.
8. – Магнит не притягивает воду, - сказал Серёжа и устало прикрыл глаза, - я это знал еще в детском саду.
9. – Что же, по-вашему, Сергей Сергеевич, - вежливо обратился к Серёже директор школы, - учёные ошиблись, и все жертвы были напрасны?
10. – Эррарэхуманум эст – «Ошибаться – человеческое свойство». Цицерон***, - сказал Сережа и недоуменно развел руками. – Я искренне вам сочувствую, и, поверьте, мне очень жалко.
11. – Как, как? – умоляюще переспросил учитель по истории. – Повторите еще, я не успел записать. – Эррарэхуманум кто?
12. – Эст, - сказал Серёжа.
(По А. Гиваргизову)
НЕДЕЯНИЕ – отсутствие целенаправленной деятельности, термин китайской философии.
** Дао – невидимый вездесущий естественный закон природы.
*** Цицерон – древнеримский политик и философ, величайший оратор Древнего Рима.
Задания:
1. Какие утверждения не соответствуют тексту?
А) Петя не раз оставляли на 2-й год.
Б) Петя говорил о китайской философии.
В) Сережа считал, что земля плоская.
Г) Магнит не притягивает воду.
Д) Учитель по истории записывал доклад Серёжи.
Е) Глобус был средством самозащиты учительницы по физике.
2. Как называются слова НЕДЕЯНИЕ, ДАО?
А) неологизмы б) заимствованные в) термины г) историзмы
3. С помощью чего связаны два предложения под цифрой 3?
А) с помощью форм слова б) предлога в) союза г) личного местоимения.
4. Что вызывает улыбку при чтении теста? Выберите несколько вариантов.
А) Комические ситуации б) реплики в) диалогическая форма рассказа г) сарказм Сережи.
5. Какой частью речи является слово КАК в предложении 11?
А) частицей б) союзом в) наречием г) местоимением
6. В каких предложениях из текста нет сравнения?
А) 7 б) 9 в) 1 г) 5
7. Назовите термин, обозначающий всем известное высказывание, содержащее глубокий смысл, примером которому могут служить произнесенные Сережей слова Цицерона.
А) Пословица б) афоризм в) поговорка г) реплика
8. Какое слово в 1-м предложении следует понимать в переносном, ироничном значении?
А) Трижды б) выдающийся в) учиться г) педсовет
9. Замените словосочетание УДИВЛЕННО ПРОИЗНЕС со связью примыкание на синонимичное словосочетание со связью управление.
10. Выберите варианты ответов, в которых верно обозначена грамматические основы простых предложений (некоторые могут быть в составе сложного).
А) Учителя пригласили выступить (1)
Б) Нет ничего (2).
В) Вода не выливается (6).
Г) Жертвы были напрасны (9)
Д) Ошибаться – свойство (10).
11. Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.
А) ПОЧЕМУ – местоимение с приставкой по- пишется слитно, если между ними нет предлога.
Б) НИЧЕГО – выбор приставки зависит от ударения.
В) УЧЁНОСТЬ – Ё в корне слова пишется потому, что есть проверочное слово с Е.
Г) ВЗДОХНУЛ –на конце приставки перед звонким согласным пишется З.
Д) ВОЗМУЩЕННО (закричала) – в суффиксах наречия пишется столько Н, сколько в слове, от которого оно образовано.
12. Из текста выпишите слово со значением «нервное возбуждение, сильное беспокойство».
13. В предложении 10 есть слово категории состояния. Назовите его.
А) недоумённо б) искренне в) жалко г) очень
14. Назовите тип текста.
А) диалог б) описание в) повествование г) рассуждение.
15. Назовите стиль речи.
А) публицистический б) художественный в) разговорный г) официальный
16. Определите основную мысль текста.
А) «Ошибаться – человеческое свойство».
Б) Следует пожалеть учителей.
В) Ученые ошиблись, и жертвы были напрасны.
Г) Ученье – свет, а неученье – тьма.