Ответ:
У Евгения Шварца, с которым я знакома с давних времен перестроечного детства, еще со "Сказки о потерянном времени", есть сюжеты и сказки для всех возрастов, а если смотреть глубже, то все его "сказки" для взрослых, имеют свой глубокий смысл, который не всегда разгадывается в раннем возрасте.
"Обыкновенное чудо" - это сказка о любви. В ней интересен замысел - сказка в сказке. Волшебник говорит о своей любви к жене иносказательно, используя созданных силой его воображения героев.
Не буду говорить о сюжете, он всем знаком, если не из пьесы, то из одноименного фильма Марка Захарова с Олегом Янковским, Александром Абдуловым и другими не менее замечательными актерами.
Поделюсь своими впечатлениями и мыслями.
Безусловно, обыкновенное чудо - это любовь, что подтверждается как сюжетом пьесы, так и некоторыми цитатами, например:
Ты не любил ее, иначе великая сила безрассудства охватила бы тебя!
Кто смеет рассуждать или предсказывать, когда высокие чувства овладевают человеком?!
Нищие и безоружные люди сбрасывают королей с престола из-за любви к ближнему.
Из-за любви к Родине солдаты попирают смерть ногами, и та бежит без оглядки.
Мудрецы поднимаются в небо и бросаются в самый ад из-за любви к истине.
А что сделал ты из-за любви к девушке?
Также любовь - это главная движущая сила творчества:
Мне захотелось поговорить с тобой о любви. Но я волшебник. И я взял и собрал людей и перетасовал их, и все они стали жить так, чтобы ты смеялась и плакала. Вот как я тебя люблю.
Именно через творчество находят выход эмоции, испытываемые влюбленным творцом.
В то же время Шварц показывает, что любовь должна подтверждаться какими-то действиями и свершениями, изменением себя, превращением из зверя в человека.
Высмеивается Министр-администратор с его легкомысленным и эгоистическим подходом к отношениям:
- Мне ухаживать некогда.
Вы привлекательны. Я чертовски привлекателен. Чего зря время терять?
В полночь. Жду.
Эмиль и Эмилия - персонажи второстепенные, но их появление в пьесе совсем не случайно.
Думается, что на их примере Шварц хотел показать, что нужно не только быть способным полюбить, но также уметь прощать, не копить обиды, доверять чувствам и не ставить свое эго выше отношений, иначе можно остаться одному у разбитого корыта. И не факт, что через десять - двадцать лет можно будет что-то исправить.
В сатирическом изображении Короля можно увидеть намек на безнаказанность власти, даже сознающей свою неправоту:
- Вы совершенно правы. Я об этом не подумал. Но я приказ свой не отменю.
- Почему?
- Потому что я самодур.
А еще, что люди часто стремятся обвинить в своих неудачных чертах характера, обстоятельствах жизни кого угодно, кроме самих себя:
Не виноват! Предки виноваты! Прадеды-прабабки, внучатые дяди-тети разные, праотцы, ну, и праматери, угу.
В жизни вели себя как свиньи последние, а сейчас я расхлебывай их прошлое.