В конце
пьесы, слушая Реквием, Сальери плачет не о Моцарте, а о последней
"райской песне", которая сейчас должна смолкнуть; и по уходе уже
отравленного Моцарта - ни слова сожаления о нем, но жестко-равнодушное
вдогонку:
Ты уснешь
Надолго, Моцарт!
Этим убийством Сальери
думает только поправить случайную ошибку Бога, потому что в целом, по
его мысли, Бог стоит, конечно, за правильный порядок, т. е. за
последовательное нарастание причин и следствий, усилий и достижений.
Иначе Сальери не способен мыслить; для него Бог - санкция человеческого
разумения, и Провидение тожественно с закономерностью. Другими словами,
он самого себя, свой разум признает Богом, т. е. Бога собственно
отрицает; поэтому я и говорю, что, убивая Моцарта, он тем самым убивает в
себе Бога.
Эта драма есть драма об одном Сальери, Моцарт же - только искра, от которой загорается пламя, освещающее для нас душу Сальери