Хотя сатирический рассказ «Хамелеон» написан Чеховым в далеком 1884
году, его значение, актуальность проблем важна и понятна сегодняшнему
читателю. В комической, на первый взгляд, сценке на базарной площади,
собравшей толпу любопытствующих зевак, раскрываются черты людей, готовых
холопски исполнять все прихоти и приказы вышестоящего начальства. Жизнь
несчастной собачонки висит на волоске и зависит от того, чья она,
генеральская или бродячая. Выразительны не только говорящие фамилии
героев, Очумелов, Хрюкин, Елдырин, но и поведение хамелеонствующей
толпы, которая одобряет действия Очумелова, видит в них законное
проявление власти и порядка. Шесть раз меняется мнение Очумелова по
поводу собаки, укусившей за палец золотых дел мастера Хрюкина. Его
бросает то в жар, то в холод от самой мысли вызвать недовольство
генерала. Соответственно, сопровождающему Елдырину приходится то
накидывать шинель на Очумелова, то снова держать ее в своих руках.
Великолепно передает эти переходы страха и гнева чтение рассказа в
исполнении великого артиста Игоря Ильинского.
Многим знакомо
высказывание Чехова о необходимости выдавливать из себя по капле раба,
чтобы ощутить в жилах человеческую кровь. Писатель говорит не о
преодолении в себе крепостного прошлого своих предков, как нередко
объясняют эти слова, но они относятся к каждому человеку. Преодоление
чинопочитания, нравственной глухоты, пошлости и вульгарности в себе как
никогда стоит в повестке дня современной жизни. Рабское сознание и
сегодня проявляется там, где ради выгоды можно поступиться своими
убеждениями и собственным мнением. Современные хамелеоны многолики и
неистребимы, как в политической жизни, так и на бытовом уровне, когда
правда и справедливость не имеют никакого отношения к власть
предержащим. Чехов не только классика, он современен, как никогда.