Ответ:
1. Школа помогает определить границы своих возможностей
Моя коллега рассказала, что её дочь (умница, красавица, почти отличница, заканчивает 11 класс), оказывается, дома говорит, что «если в вузе нужно также целыми днями только учиться, а не жить, то высшее образование получать ну совсем не хочется».
Хорошо, что семья у девочки к её доводам прислушивается, и планируют её поступление в вуз не с такой нечеловеческой погруженностью в науки, как у нас в профильном классе. Ну не хочет человек тратить молодость на погружение с головой в точные науки. Попробовала, не понравилось.
2. Школа учит допускать и исправлять ошибки
Наверное, по мне трактором проехалась профессиональная деформация, но я не считаю, что процесс исправления ошибок травмирует. Если, конечно, никто не переходит на личности и всё соответствует заранее оговоренным критериям.
Я считаю, что один из важнейших уроков, которые может преподать школа, — это отношение к ошибкам.
Нормально, что первоклассник не умеет видеть свои ошибки, страдает от допущенных ошибок, тревожится от страха перед новыми ошибками. Также нормально для взрослого человека давать себе разрешение на ошибки, на «не быть идеальным», умение свои ошибки переживать спокойно, анализировать их, идти дальше.
Школа в этом ряду является промежуточным звеном, тренировочным полем для отработки этих жизненно важных, необходимых для жизненного успеха навыков.
3. Школа учит анализировать критерии успешного решения задач
Одна моя коллега однажды сказала: «Я оцениваю не знание физики, я оцениваю решение конкретной задачи». «Какая несправедливость!» — подумала я тогда. Но только потом передумала.
Как оценить знание? Некоторые убеждены, что те самые устные экзамены в вузы оценивали исключительно знания. Видимо, те преподаватели вузов, принимавшие те устные экзамены, обладали каким-то особым умением оценивать хоть и лично, но объективно.
Хотя об этом нам наверняка лучше поведают абитуриенты, провалившие те экзамены. Согласны ли они были с тем, что их знания оказались недооцененными?
Сейчас я и правда оцениваю конкретную работу. Ответы на конкретные вопросы. И учу школьников вписываться в повороты. Уверена, что им в жизни это может пригодиться.
Есть активисты, предлагающие отменить оценки, критерии, стандарты. Они верят, что это лишнее. Я не верю. Не оттого, что я против нестандартных ответов, творческих порывов и выходов за границы обыденности.
Я за то, чтобы отличать стандартное от нестандартного, уже известное от принципиально нового, уместное от неподходящего. И не считаю, что у ребёнка пропадут индивидуальность и творческое начало от того, что я научу его быстро и, совпадая с «ключами» (верными решениями), отвечать на тестовые вопросы или решать генетические задачи стандартными способами.
4. Школа даёт опыт столкновения с неприемлемым
Рано или поздно в школе вам встретится человек, которого невозможно принять. Это может быть задира-одноклассник, неприятный сосед по парте, предвзятый или некомпетентный учитель, злой завуч или кому ещё кто не мил. Жизнь так устроена, что в будущем нас ждет немало таких встреч.
Именно в школе дети впервые сталкиваются с необходимостью общения, взаимодействия, а зачастую и подчинения людям, которым не то что подчиняться, с ними находиться рядом не хочется. И в школе у них есть страховка — родители, другие учителя, классный руководитель, иногда одноклассники или даже директор. Есть люди, которые помогут справиться с ситуацией в эмоциональном плане.
И эти ситуации могут стать точками личностного роста. Особенно если их не раздувать, не преувеличивать искусственно и не усугублять. В любом случае у ребенка остается опыт. Так, можно научиться не доказывать ничего тому, кто не готов слушать. Понять, что не всегда все заканчивается справедливо.
Зачем учить таким гадостям детей? Затем, что им предстоит жить не в зефирном королевстве, управляемом добрыми феями по законам Страшилы Мудрого.
Главное, чтобы школьник в конфликтной ситуации не оставался одиноким, чтобы была поддержка. Чтобы его именно учили, а не обтесывали под свои нормативы.
Объяснение: