Ответ:С тебя лайк
Эти два направления часто соперничали, но есть и много общего: ощущение незащищенности человека, невозможности влиять на мир
различия в вопросе: чем должно заниматься искусство?
барокко- в худ формах отражать хаос мира (динамика и непредсказуемость сюжета, интрига, дизгармоничность композиций, использование сложных метафор, использование символов и алегорий, мистические мотивы) Испания- страна, где барокко более широко раскрылось.
классицизм- преобразить хаос мира. Соблюдение определенных правил. Классицисты ориентировались на сюжеты античности. Конфликт в классицизме- всегда внутренний, а в барокко- внешний. Ясность и простота стиля, а в барокко стиль намеренно усложнен.
Франция- ориентир классицизма.
Испанский драматург - Педро Кальдерон де ла Барка
В барокко существует игровое начало. Жизнь- театр
«Великий театр мира» бог как драматург
Его предшественник- Лопе де Вега- человек, который поднял весть испанский театр
В драмах Кальдерона появляются философские концепции, из-за этого меняются композиции его произведений. Два центра построения произведений. «Дама- невидимка»- одна из самых известных комедий Кальдерона.
Драмы чести- произведения на тему чести была очень популярна в Испании тогда. Эти произведения строятся на унижении чести, а потом восстанавливаются.
Пьеса «Брач своей чести» (брач- брачует свою честь) Почти все события там происходят ночью, поэтому главный герой и совершает ошибки, так как ночь- это время заблуждений, а день- это ясность. Читатель должен был уловить эту метафору.
Философские драмы. Сюжет построен так, чтобы доказать или опровергнуть философскую концепцию, которая взята за основу произведения. Задача этого сюжета- создать экстремальные условия для проверки этой концепции. Герои этих произведений- не характеры, не личности, а просто носители этой определенной концепции.
«Стойкий принц»- философская драма Кальдерона. Основана на реальных событиях. Португальский принц Фернандо был захвачен в плен. Мавры требуют отдать город Сеута (этот город есть и сейчас и принадлежит он до сих пор Португалии). Здесь Кальдерон воплощает концепцию свободы воли, так как дон Фернандо сам принимает выбор: остаться ему в плену или за выкуп выйти. Также здесь говорится о том, что человек обладает свободой внутренней и внешней (внешнюю можно забрать, а внутреннюю- нет). Основа стойкости принца- вера, он до конца защищает свою католическую церковь). Здесь тоже два центра: мавританская принцесса Феникс и сам Фернандо.
Кальдерон считает, что у мавров ценится только физическая красота (принцесса Феникс). Ключевые сцены в пьесе- это когда встречаются Фернандо и Феникс) (читают друг другу сонеты. Фернандо о цветах (жизнь коротка как и жизнь цветка), а Феникс о звездах (она думает, что они также быстро умирают как и цветы, но звезды не умирают, их просто днем не видно) Этим моментом Кальдерон хотел сказать, что у мавритан нет незыблемых ценностей, они думают, что все смертно, но это не так.
Пьеса «Жизнь есть сон». Уже в названии метафора. Кальдерон считает, что пробуждение- это смерть. События происходят в Польше (часто в испанской драматургии события происходили не в Испании). Сехизмундо- герой произведения. Его отцу до рождения сына предсказали, что Сехизмундо убьет свою мать, свергнет отца с престола и станет тираном (как в античности Ларра и Эдип). Но в отличие от античности отец не убивает своего сына, а просто сажает одного в башню, когда
тот вырастает, отец решает проверить сбылось ли предсказание. Слуги усыпляют Сехизмундо и приносят во дворец, когда тот просыпается, понимает, что теперь он принц, начинает быть тираном, отец со слугами его снова усыпляют и приносят опять в башню, когда С. просыпается, его слуга говорит, что принцу все эти события приснились. В этом произведении автор говорит о том, что в каждом человеке есть природа животная и природа божественная. Что-то восторжествует. В финале Сехизмундо изменился, то есть с судьбой Басилио (отца) все стало так, как и было обещено (он уже не король), а С. изменился и его судьба стала другой (он стал правителем, но не тираном, а мудрым и справедливым). То есть если человек изменится, то и его судьба тоже.