Р/Р Сжатое изложение ( «Перо и чернильница» Е.А.Пермяк)
Перед вами текст "Перо и чернильница", автором которого является Евгений Андреевич Пермяк. Среди произведений Пермяка сказки и рассказы, повести и романы, публицистические статьи. Однако у писателя есть одна основная тема, которая проходит через всё его творчество. Это тема труда. Произведения Евгения Пермяка утверждают торжество добра над злом.
"Перо и чернильница" – это короткий рассказ, построенный на диалоге. Автор использует разговорный стиль речи. Текст состоит из четырёх смысловых частей.
1. Рассказ написан в форме притчи? Что же такое Притча????
(Притча – это краткий иносказательный поучительный рассказ.)
2. Пожалуйста, прочтите ещё раз дедову притчу. Ребята, после прочтения текста, я прошу вас выделить четыре основные смысловые части.
Подумайте:
- Из каких четырёх смысловых частей состоит этот текст?
- Перед вами стоит задача: написать сжатое изложение. Следовательно, вы должны сократить каждую часть текста. Оставить самое главное и отбросить второстепенное.
Остановимся на первой части.
- Найдите слова, в которых выражена главная мысль первой части (сказки, из чернильницы, как, достаёшь, ручкой с пёрышком).
- Для составления плана озаглавьте первую часть, опираясь на ключевые слова
(1. Сказки из чернильницы),.
- Найдите слова, в которых выражена главная мысль второй части.
(Поступил в школу, из чернильницы, сказка не зацепляется.).
- Озаглавьте вторую часть, опираясь на ключевые слова (2. Сказка не зацепляется.).
- Что является главным в третьей части? (Притча.)
- Пожалуйста, прочтите ещё раз дедову притчу.
Озаглавьте третью часть (3. Дедова притча. Жить с людьми, а не самому по себе.).
- Найдите слова, в которых выражена главная мысль четвёртой части.
(дедову притчу запомнил.)
- Озаглавьте четвёртую часть (4. Дедову притчу запомнил.).
- Вот и готов план. Прочитайте план.
Сказки из чернильницы
Сказка не зацепляется
Дедова притча. Жить с людьми, а не самому по себе.
Дедову притчу запомнил
Опираясь на этот план, вы напишите изложение, но не забывайте об основной задаче: сжать текст.
Как возможно сжать текст :
ЗАМЕНА. Можно заменить несколько одинаковых(однородных) слов одним (например: Ромашки, ландыши , васильки – можно заменить одним словом ЦВЕТЫ).
Также заменяем прямую речь на косвенную (Например: Мама сказала: «Сходи в магазин и купи хлеб, молоко, сметану, колбасу» - это прямая речь. Заменяем ее на косвенную и получается - Мама сказала, чтобы сходил в магазин и купил продуктов.
СЛИЯНИЕ. Можно два простых, рядом стоящих и похожих предложения объединить в одно. (Например : даны два предложения – Мама пошла в магазин и купила молоко. И Мама пошла в магазин и купила мясо. Объединяем их и получается: Мама пошла в магазин и купила продукты.
ИСКЛЮЧЕНИЕ. Исключаем все повторы, слова и предложения , которые не играют очень большой роли для понимания смысла текста.
Домашнее задание : написать сжатое изложение не более 60 слов.