Даю 30 баллов! Что такое пространство фактуры? ​

0 голосов
53 просмотров

Даю 30 баллов! Что такое пространство фактуры? ​


Музыка (12 баллов) | 53 просмотров
Дано ответов: 2
0 голосов

Ответ:

Объяснение:

Понимать значение средств художественной выразительности (фактуры) в создании музыкального произведения (с учётом критериев, представленных в учебнике).

Рассуждать о яркости образов в музыке.

Творчески интерпретировать содержание и форму музыкальных произведений в изобразительной деятельности.

Известно, что фактура - дословно «изготовление», «обработка» (лат.), а в музыке - музыкальная ткань произведения, его звуковая «одежда». Если в пьесе ведущим голосом является мелодия, а остальные голоса - аккомпанементом, аккордами гармонии, то такая фактура называется гомофонно-гармонической. Гомофония (от греч. Homos - один и phone - звук, голос) – тип многоголосия с разделением голосов на главный и сопровождающие.

Она имеет множество разновидностей. Основные из них:

Мелодия с аккордовым сопровождением;

Аккордовая фактура; это последовательность аккордов, в которых верхний голос представляет собой мелодию;

Унисонная фактура; мелодия излагается одноголосно или в унисон (лат. один звук).

Другой важнейший тип - полифоническая фактура, что значит «многоголосная». Каждый голос полифонической фактуры - самостоятельная мелодия. Полифоническая фактура связана прежде всего с полифонической музыкой. Двух - и трёхголосные инвенции И. С. Баха, написаны в полифонической фактуре.

Такие понятия, как «имитация», «фуга», упоминавшиеся ранее, относятся к полифонической музыке. Сочетание гомофонно-гармонической и полифонической фактуры можно найти в различных произведениях.

Таким образом, фактура - это способ изложения музыкального материала: мелодии, аккордов, фигураций, подголосков и т. д. В процессе сочинения того или иного произведения композитор комбинирует эти средства музыкальной выразительности, обрабатывает: ведь factura, как мы уже сказали, есть обработка. Фактура неразрывно связана с жанром музыкального произведения, его характером, стилем.

Обратимся к романсу С. Рахманинова - «Весенние воды». Написанный на слова Ф. Тютчева, он не только передаёт образ стихотворения, но и вносит в него новую стремительность и динамику.

Ещё в полях белеет снег,

А воды уж весной шумят -

Бегут и будят сонный брег,

Бегут и блещут, и гласят ...

Они гласят во все концы:

«Весна идёт, весна идёт!

Мы молодой весны гонцы,

Она нас выслала вперёд!»

Весна идёт, весна идёт!

И тихих, тёплых, майских дней

Румяный, светлый хоровод

Толпится весело за ней.

Радостное предчувствие скорой весны буквально пронизывает романс. По-особенному светло и солнечно звучит тональность ми-бемоль мажор. Движение музыкальной фактуры - стремительное, бурлящее, охватывающее огромное пространство, подобно мощному и весёлому потоку весенних вод, ломающих все преграды. Нет ничего более противоположного по чувству и настроению недавнему оцепенению зимы с её холодной тишиной и бестрепетностью.

В «Весенних водах» - чувство яркое, открытое, восторженное, захватывающее слушателей с первых же тактов.

Музыка романса как будто намеренно построена таким образом, чтобы избежать всего успокаивающего, убаюкивающего. Окончания почти всех мелодических фраз - восходящие; они содержат даже больше восклицаний, чем стихотворение.

Важно также отметить и то, что фортепианное сопровождение в этом произведении не просто аккомпанемент, а самостоятельный участник действия, по силе выразительности и изобразительности порой превосходящий даже солирующий голос!

Любовь земли и прелесть года,

Весна благоухает нам! –

Творенью пир даёт природа,

Свиданья пир даёт сынам!..

Дух жизни, силы и свободы

Возносит, обвевает нас! ..

И радость в душу пролилась,

Как отзыв торжества природы,

Как Бога животворный глас! ..

Эти строки из другого стихотворения Ф. Тютчева - «Весна» звучат как эпиграф к романсу - может быть, самому радостному и ликующему в истории русской вокальной лирики.

Огромную роль выполняет фактура в тех произведениях, где необходимо передать идею музыкального пространства.

Одним из примеров может служить Антракт к III действию из оперы Ж. Бизе «Кармен», которая называется «Утро в горах».

Уже само название определяет характер музыки, рисующей яркую и выразительную картину утреннего горного пейзажа.

Слушая данный фрагмент, мы буквально видим, как первые лучи восходящего солнца нежно касаются высоких вершин гор, как постепенно они опускаются всё ниже и ниже и в момент кульминации как будто заливают своим ослепительным сиянием всё необозримое горное пространство.

Начальное проведение мелодии даётся в высоком регистре. Её звучание по отношению к аккомпанементу составляет диапазон трёх октав. Каждое последующее проведение мелодии даётся по нисходящей линии – голоса сближаются, динамика нарастает, наступает кульминация.

Итак, мы видим, что в фактуре запечатлевается всё, что связано с выразительностью музыкального звучания. Одинокий голос или мощный хор, стремительное движение воды или бескрайнее горное пространство – всё это рождает собственную музыкальную ткань, этот «узорный покров» фактуры, всегда новый, неповторимый, глубоко своеобразный.

(176 баллов)
0 голосов

Ответ:

Строение и характер музыкальной ткани называется фактурой (от лат. factūra - строение). 

Это же понятие обозначает и музыкальное изложение, склад письма.Музыкальное изложение бывает одноголосным и многоголосным.Одноголосное изложение:Монодия (греч. [monos] – один, [ode] – пение)

Представляет собой одноголосную мелодию.

Чаще всего в чистом виде встречается в народной песне.

Примеры монодии в профессиональной музыке:

Начальное проведение темы в фуге

Пролог к опере “Борис Годунов” М.П.Мусоргского

Вступление к I части симфонии №2 П.И.Чайковского

Часто одноголосно изложены трубные сигналы или наигрыши пастушьего рожка:

"Итальянское каприччио" П.И.Чайковского

Вступление к I действию оперы «Снегурочка» Н.А.Римского-КорсаковаУдвоение 

Промежуточная форма между одноголосием и многоголосием.

Представляет собой удвоение мелодии в октаву, терцию, сексту или удвоение аккордами.

Например: 

Вступление к "Шахерезаде" Н.А.Римского-Корсакова

"Русская" из "Петрушки" И.Ф.СтравинскогоМногоголосное изложение:Встречается в народной музыке разных национальных культур. В профессиональном творчестве является господствующим.

Оно имеет несколько типов:I тип Гомофония (греч. [homos] – ровный, [phones] – звук, голос).

Есть главный мелодический голос и другие мелодически нейтральные голоса.

Обычно, главный голос в гомофонии верхний, но бывает также нижний и даже средний.

(61 баллов)