Портреты А.С.Пушкина Пушкин не любил позировать художникам, шутливо ссылаясь на «арапское безобразие». Поэтому так мало сделанных с натуры портретов поэта. Зато в 1827 году появилось сразу два таких портрета, и оба из них считаются лучшими изображениями Пушкина. Один из них принадлежит кисти Ореста Кипренского, а другой – Василию Тропинину.
1827 год в биографии А.С.Пушкина В 1826 году Пушкин вернулся из Михайловской ссылки. Закончилось следствие по делу декабристов. По указанию Николая I Пушкина препровождают в Москву. Состоялась встреча Пушкина с императором. После долгой беседы государь поступил гуманно: освободил Пушкина из ссылки, выразил желание видеть его при дворе и фактически освободил от цензуры, пообещав лично быть его цензором.Зиму 1826 - 1827 гг. Пушкин провел главным образом в Москве. Москвичи приняли его с распростертыми объятиями как величайшего поэта.В мае 1827 года Пушкину дозволено было ехать в Петербург, и он поспешил воспользоваться позволением.К осени он, "почуя рифмы", уехал в Михайловское. Там он начал исторический роман «Арап Петра Великого». Вот в это время, в 1827 году, и появляются два самых знаменитых портрета А.С.Пушкина.Портрет Тропинину заказал сам Пушкин и поднес его в качестве подарка своему приятелю Сергею Александровичу Соболевскому, который очень хотел иметь портрет поэта.Выбор художника не случаен. Василий Андреевич Тропинин был популярен в московских кругах как отличный портретист. На картине Пушкин сидит, опершись о стол. Фигура поэта развернута на зрителя, спокойное и сосредоточенное лицо дано в легком повороте. Рука, украшенная любимым «мистическим» перстнем, лежит на листах рукописи, что указывает на то, что перед нами – портрет поэта. Мы видим Пушкина в естественной и непринуждённой позе, в халате, в расстегнутой рубашке и с небрежно повязанным шарфом. Это не случайно: художник хотел изобразить поэта не в официальной, а в домашней обстановке. Однако эти внешние атрибуты «домашности» не помешали Тропинину показать Пушкина как вдохновенного поэта.Фон и одежда поэта на картине объединены общим тоном, на котором выделяется лицо – самое яркое красочное пятно картины и одновременно её композиционный центр.Вот мнение современника, писателя, историка и журналиста Николая Полевого: «Сходство портрета с подлинником поразительно, хотя нам кажется, что художник не смог совершенно схватить быстроты взгляда и живого выражения лица поэта».Василий Андреевич Тропинин«Портрет А.С.Пушкина»