Лирический герой в поэме С. Есенина "Анна Снегина". План.
I. Поэма "Анна Онегина" — раздумья о жизни человека на земле в переломный исторический период ("Суровые, грозные годы! Но разве всего описать? "):
1. Октябрь и деревня — главная тема поэмы ("Шли годы размашисто, пылко.. . Удел хлебороба гас");
2. Судьба страны передается через судьбу лирического героя ("Ты — свойский, мужицкий, наш, бахвалишься славой не очень и сердце свое не продашь").
II. Развитие образа лирического героя в поэме:
1. Отношение героя к войне:
а) Восприятие войны как трагического на-родного бедствия ("Война мне всю душу изъела. За чей-то чужой интерес стрелял я в мне близкое тело и грудью на брата лез");
б) Осуждение войны ("И сколько с войной несчастных уродов теперь и калек! И сколько зарыто в ямах, и сколько зароют еще! ");
2. Отношение героя к событиям Февральской революции:
а) Вихревой характер событий ("Свобода взметнулась неистово");
б) Неприятие правительства Керенского ("В розово-смрадном огне тогда над страной калифствовал Керенский на белом коне");
3. Позиция лирического героя ("Решил лишь в стихах воевать. Я бросил мою винтовку.. . другую явил я отвагу — был первый в стране дезертир");
4. Единение героя с родной природой как высшее наслаждение жизнью ("Я думаю, как прекрасна земля и на ней человек");
5. Взаимоотношение героя и крестьян деревни Криуши ("Пошел мужикам поклониться как старый знакомый и гость"):
а) Взволнованная беседа с мужиками, их вопросы о насущных проблемах вызвали смятение героя ("Скажи: отойдут ли крестьянам без выкупа пашни господ?. . Скажи: Кто такое Ленин? ");
6. Прон Оглоблин — деревенский бунтарь, выразитель надежд и чаяний народа, вызывает симпатии у героя:
а) Герой пытается помочь Прону забрать землю у Снегиной ("И Прон мой ей брякнул прямо про землю, без всяких слов. "Отдай!.. ");
б) Лирический герой воспринимает Октябрьскую революцию глазами Прона Ог-Лоблина ("Как месяц, вкатился Прон: "Дружище! С великим счастьем! Приветствую с новой властью! ");
7. Лирический герой и Анна Снегина — тема любви в поэме ("Мы все в эти годы любили, но, значит, любили и нас"):
а) Романтический образ "девушки в белой накидке" ("Он был забавно когда-то в меня влюблен");
б) Первая встреча после долгой разлуки вызывает прилив новых чувств ("По-странному был я полон наплывом шестнадцати лет. Расстались мы с ней на рассвете с загадкой движений и глаз");
в) Драматический разрыв, обида, нанесенная герою ("Убили Борю.. . Вы — жалкий и низкий трусишка. Он умер.. . А вы вот здесь");
г) Призрачность счастья, невозможность возврата прежней любви ("До этой осени я знала б счастливую быль.. . потом бы меня вы бросили, как выпитую бутыль.. . поэтому было не надо");
д) Образ Анны, их любви сливается в восприятии героя с образом ушедшей безвозвратно России ("Но вы мне по-прежнему милы, как родина и как весна");
8. В образе мельника лирический герой видит уходящую теплоту, доброжелательность, открытость русского крестьянина:
а) Оценка происходящих событий глазами мельника и его жены вызывает понимание лирического героя ("Скатилась со счастья вожжа. Почти что три года кряду у нас то падеж, то пожар"; "Пропала Расея, пропала.. . Погибла кормилица Русь... ");
9. Сложное, неоднозначное отношение лирического героя к революционным преобразованиям как очевидца и участника событий ("Суровые, грозные годы! Но разве всего описать?. . Чумазый сброд играл по дворам на роялях.. . Удел хлебороба гас.. . Владелец землей и скотом, за пару измызганных "ка-тек" он даст себя выдрать кнутом").
Извиняюсь за ошибки.