Иллюстраторов произведений А. С. Пушкина не сосчитать: Билибин, Зворыкин, Куркин и много других не менее чудесных художников-иллюстраторов.
Я бы хотела рассказать об одном из таких художников. Конашевич Владимир Михайлович-известный художник.
Родился в Новочеркасске 7 (19) мая 1888 в семье инженера. Занимался в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1908–1913) у К.А. Коровина, С.В. Малютина и Л.О.Пастернака.
С 1915 жил в Петрограде. Поначалу он брался за многое, даже служил в пригородном Павловском дворце-музее, из-за чего надолго поселился в Павловске. С 1920-х гг. его интересы полностью сосредоточились на графике. В книжной графике известность и авторитет ему принесли отличные иллюстрации к стихотворениям А. А. Фета (1921), затем к произведениям И. С. Тургенева, А П. Чехова, М. М. Зощенко, К. А. Федина и др.
В 1922–1924 был членом «Мира искусства»; из художников этого круга ему были особенно близки М.В. Добужинский и Д.И.Митрохин.
Продолжил традиции «мирискуснической» книжной графики в советский период, когда детская книга стала как бы заповедником эстетических вольностей в строгом царстве соцреализма.
В детской книге он дебютировал еще в 1918 г. книжками "Азбука в рисунках" и "Розовая азбука" Е. Е. Соловьевой. Сотрудничая с издательством "Радуга", затем с отделом детской и юношеской литературы Государственного издательства, он стал признанным мастером. Его работы отличались склонностью к шутливой гротескности и затейливо-декоративной манере, восходящей к графике "Мира искусства". Постепенно в книжной графике Конашевича начала преобладать сказочная тема. Больше всего его увлекали произведения К. И. Чуковского, которые художник иллюстрировал по многу раз и в разных вариантах. Из-за проиллюстрированного сборника "Сказки", выпущенного издательством "Academia" в 1935 г. Конашевич подвергся, вместе с В.В. Лебедевым, несправедливым нападкам в статье "О художниках-пачкунах" ("Правда", 1936, 1 марта), развязавшей травлю талантливых ленинградских художников детской книги.
С 1930-х гг. Конашевич почти полностью отдался иллюстрированию детских книг, лишь изредка делая исключение для пейзажей, натюрмортов и портретов, которые исполнял в полюбившейся ему специфической технике - тушью или акварелью по китайской бумаге.
Предпочитая технику акварели или цветной литографии, снабжая рисунок легкой, как бы порхающей подцветкой, создал в 1920–1930-е годы свой неповторимый, романтически-сказочный стиль, близкий по ритму и орнаментике искусству рококо, – иллюстрации к "Дому, который построил Джек" и "Вот какой рассеянный" С.Я.Маршака (1923, 1930), Сказкам К.И.Чуковского (1935) и Х.К.Андерсена (1950) и др. Виртуозно иллюстрировал также и «взрослую» литературу (к примеру, Манон Леско А.Прево, 1931), оставил целый ряд тонких по мастерству станковых серий (пейзажи Павловска, автолитографии и рисунки тушью, 1921–1923 и 1932–1940), примыкающих по духу к «тихому искусству».
В 1941 г. художник, спасаясь от наступления германских войск, переселился в Ленинград и провел здесь всю блокаду, работая сначала над воспоминаниями о своем детстве, а потом над иллюстрациями к сказкам Х.К. Андерсена (1943). После войны, под давлением догматических требований, его искусство стало понемногу утрачивать присущие ему яркую фантазию и романтичность. Возрождение Конашевича началось лишь в середине 1950-х гг. В 1956 г. он блеснул превосходными иллюстрациями к сборнику "Плывет, плывет кораблик", в которых подытожил свою давнюю работу над английскими народными песенками. Затем последовали десятки книг, в их числе "Чудо-дерево" К. И. Чуковского, "Приходи, сказка!", "Старик-годовик" В. И. Даля. Последней работой художника было иллюстрирование всех сказок А. С. Пушкина (1961-62). Книга эта вышла в свет уже после его смерти.
Преподавал в Академии художеств (1921–1930), художественных училищах.
Умер Конашевич в Ленинграде 27 февраля 1963.