Здравствуйте!
Существуют две причины, по которым вес тел на экваторе будет несколько меньше, чем на полюсах.
ПЕРВАЯ причина состоит в том, что Земля имеет форму не шара, а ГЕОИДА, или приплюснутого с полюсов эллипсоида вращения (в разрезе -эллипс) , в котором полярная ось короче экваториальной на 21 км. Поэтому Из-за удаления от центра массы Земли на экваторе сила тяготения будет меньше чем на полюсах.
ВТОРАЯ причина состоит в том, что Земля достаточно быстро вращается вокруг своей оси - ведь за сутки преодолевается точкой поверхности расстояние окружности Земли (например, на экваторе - это происходит при скорости поверхности больше, чем реактивного лайнера! ) Поэтому Центробежная сила, направленная вверх, на экваторе будет больше, и будет компенсировать часть веса тела, которое становится от этого "легче", в то время как с широтой центробежная сила убывает и на полюсах будет равна нулю, где соответственно сила тяготения будет действовать в "полной мере".
Так что при неизменной массе тела оно по этим ДВУМ причинам просто будет притягиваться к Земле на экваторе меньше, а на полюсах - больше. Есть соответствующие зависимости, которые это учитывают для решения ряда зада и .
это важное обстоятельство имеет множество практических приложений
***По этой причине эталоны веса (гири, например) стандартизируют к широте 45 град, пружинные весы при их перевозке по широте требуется отрегулировать на широту места (интересно, всегда ли это делают "в нужную" сторону, или "наоборот"?),
***При измерении атмосферного давления ртутным барометром вводится поправка на силу тяжести (приводят значения к 45 град широты) .
***В морском судоходстве для расчёта максимальной загрузки судна учитывается также и то, что соответственно просадка судна в воду будет несколько ниже к полюсам (судно как бы "тяжелеет" и больше погружается в воду) и выше - к экватору; и это бывает важно учитывать для сохранения устойчивости судна в неблагоприятную штормовую погоду (волнение, ветровой крен, и т. д) .