Скри́пка – это инструмент народного происхождения. В нижнем регистре имеет тягучий, густой тембр, в среднем регистре – очень мягкий, бархатный, а в верхнем регистре звучит звонко, ярко, удивительно чисто и как бы прозрачно.
Предшественниц у скрипки было много. Наверное, самая первая – тетива лука, которая так мощно и долго гудела, отпустив стрелу вдаль. Потом, много позже, был армянский бамбир, на котором играли, держа между коленями, казахский кобыз со струнами из конских волос, арабский ребаб, который держали на коленях, любимая жонглерами испанская фидель и совсем не похожая на скрипку британская крота, которую считают одним из древнейших известных европейских инструментов.
Потом появилась виола - «дама из высшего общества», чье мягкое деликатное звучание услаждало слух аристократов и сопровождало церковные службы. Но к 16 веку виола уступила место скрипке, так как даже аристократы предпочли сочное, яркое звучание народного инструмента более мягкому пению виолы.
Скрипка очень быстро получила широкое распространение и за 3 столетия стала любимицей половины континента – Польши и Румынии до Урала.
В 17 веке скрипка становится сольным инструментом, для нее пишутся произведения, в разных странах создаются школы художественной игры на скрипке, появляются скрипичные мастера, готовые создавать шедевры для самых известных музыкантов мира.
Времена барокко – это расцвет скрипки, смело шагнувшей с улиц и из камерных салонов на сцену. Скрипка стала ведущим инструментом оркестров. Это был триумф! Из-за своего тембра, способного передать малейшие оттенки человеческих чувств, она более всего подходила для передачи мелодической линии произведения. Кроме того, благодаря своему устройству, скрипка позволяла музыканту выполнять труднейшие пассажи.
Постепенно скрипки стали составлять весьма значительную часть оркестра, стали делиться на первые и вторые скрипки: первые скрипки вели мелодию, вторые – аккомпанировали.
Завоевав сцену, скрипка вновь вернулась в салоны: появились струнные квартеты – две скрипки, альт и виолончель. В квартетах все было очень демократично: солировать мог любой инструмент.
Скрипка, завоевав весь мир, очень спокойно относилась к славе других инструментов, по-прежнему не гнушалась много трудиться, а иногда тайком убегала на улицу и ночи напролет играла на свадьбах и народных гуляниях.