СКУЛЬПТУРА
Скульптура эллинистического периода
После смерти Александра Македонского, его колоссальная, но непрочная держава распалась. Вновь возникшие государства были уже не греческими, а греко - восточными.
Художникам надлежало распространить достижения греческого искусства на всех завоеванных Александром территориях с их новыми разноплеменными государственными образованиями и при этом, в соприкосновении с древними культурами Востока, сохранить в чистоте эти достижения, отражающие величие греческого художественного идеала. Общая направленность искусства поздней классики лежит в самой основе эллинистического искусства.
Эллинистическое искусство наполнено контрастами - гиганского и миниатюрного, парадного и бытового, аллегорического и натурального.
Главная тенденция - возрастающее внимание к психологии человека, зоркость к национальным, возрастным , социальным приметам личности.
Ника Самофракийская. III-II вв. до н..э. Лувр.Париж. Авторы же самых прославленных скульптур, про которых ничего или почти ничего не известно, работали в русле классической традиции, развивая ее поистине творчески.
Очевидно, родосскому мастеру принадлежит прекраснейшая из монументальных статуй - Ника Самофракийская.
Когда - то крылатая богиня стояла на утесе, на берегу моря, открытая ветру и брызгам морской пены; пьедесталом служил нос боевого корабля. Теперь она встречает посетителей Лувра на площадке широкой лестницы. Обезглавленная, без рук, с поломанными крыльями, она и здесь царит над окружающим пространством и, кажется, наполняет его шумом прибоя и ветра, сверканием солнца, синевой неба.
Складки ее одежды трепещут, развеваются, обрисовывая ее стан, устремленный вперед.
В статуе Ники есть новое чувство широты мира, огромности пространства, слитности с природой. Статуя Афродиты, традиционно называемой Венерой Мелосской, была найдена в 1820 году на острове Мелос и сразу получила известность как совершенное создание греческого искусства.
Исполненная, по - видимому, во II веке до н.э. (скульптором Агесандром или Александром, как гласит полустершаяся надпись на цоколе), она мало похожа на современные ей статуи, изображающие богиню любви.
Афродита Мелосская обнаженная только наполовину, задрапированная до бедер, строга и возвышенно спокойна. Она олицетворяет не столько идеал женской прелести, сколько идеал человека в общем и высшем значении.
"Безрукость" Афродиты Мелосской нисколько не мешает ее красоте и даже усиливает впечатление величавости фигуры. И так как не сохранилось ни одной неповрежденной греческой статуи, то именно в таком, отчасти поврежденном состоянии, Афродита предстает перед нами, как "мраморная загадка", загаданная нам античностью, как символ далекой Эллады.
Еще один замечательный памятник эллинизма - алтарь Зевса в Пергаме. Пергамская школа более других тяготела к патетике и драматизму, подолжая традиции Скопаса. Ее художники не всегда прибегали к мифологическим сюжетам, как это было в классическую эпоху. Когда была одержана победа над галлами, в честь ее и был воздвигнут в Пергаме алтарь Зевса, законченный в 180 году до н.э.
На этот раз долголетняя война с "варварами" предстала как гигантомахия - борьба олимпийских богов с гигантами.