1.Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.
Текст 1
С незапамятных времен человек употребляет в пищу дикорастущие плоды и ягоды, обладающие неповторимым ароматом. Клюква, брусника, черника, малина, земляника - настоящие кладовые витаминов. В шиповнике содержится больше витамина С, чем в лимонах и апельсинах, а в рябине витамина А больше, чем в моркови.
Cобирать плоды следует в сухую погоду. Собранные влажными, они портятся. Ягоды, сорванные в жаркую погоду, быстро вянут, так как содержат меньше сока. Нельзя собирать несозревшие ягоды, лучше оставить их дозреть, чтобы они налились соком и набрали наибольшее количество витаминов. Не собирайте загнившие(3) ягоды, так как они не содержат ценных веществ и могут быть причиной порчи сырья.
При сборе ягод будьте осторожны и аккуратны, старайтесь не топтать ягодные кустики.
Сушите плоды в печах, предварительно провялив на солнце(4). Чтобы ягоды не подгорели(2) и не слежались на солнце, их необходимо перемешивать. Сушеные ягоды применяются в основном как лекарство.
2. Выполните обозначенные цифрами в тексте 1 языковые разборы:
(2) – морфемный и словообразовательный разборы слова
Подгорели: под — приставка, гор — корень, и, л — суффиксы, и — окончание, основа — подгоре;
подгорели ← подгореть (суффиксальный способ образования)
(3) – морфологический разбор слова
Загнившие — причастие, обозначает признак по действию, какие?
Начальная форма — загнивший;
морфологические признаки:
1) действительное;
2) признаки глагола: совершенный вид, невозвратное, прошедшее время;
3) признаки прилагательного: употреблено во множественном числе, винительном падеже.
В предложении — определение.
(4) – синтаксический разбор предложения.
Сушите (сказуемое, выраженное глаголом) плоды (дополнение, выражено существительным) в печах (дополнение, выражено существительным), предварительно провялив на солнце (обособленное обстоятельство, выражено деепричастным оборотом).
Предложение побудительное, невосклицательное, простое, односоставное, определенно-личное, распространенное, полное, осложнено обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом.
3. Выпишите, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы, предложения, в которых выделенные слова являются предлогами.
1)Он даже поговорил о погоде и спросил насчёт урожая.
2)Навстречу солнцу ползёт тёмная, свинцовая туча.
4. Выпишите, раскрывая скобки, предложения, в которых выделенные слова являются союзами.
2) Туристы осмотрели замок, а также окрестный парк.
3) Я сделал всё, чтобы помочь товарищу.
5. Поставьте знак ударения в следующих словах.
КрасИвее, квартАл, прибЫвший, дОсыта
6. Найдите и исправьте грамматическую(-ие) ошибку(-и) в предложении(-ях). Запишите исправленный(-ые) вариант(ы) предложения(-ий).
1) По приездЕ в Москву я посетил Третьяковскую галерею.
3) Сдав отлично экзамены, я почувствовал головокружение от успеха.
7. Выпишите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
2) Сотни снежных хлопьев падали сверху, серебрясь в лучах солнечного света. (Деепричастный оборот)
8. Выпишите предложение, в котором необходимо поставить три запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
3) Я выхожу с фонарем(1), и коты(2), застигнутые врасплох(3), бросаются прочь.
1 — сложносочиненное предложение
2,3 - причастный оборот