Лирический герой описывает зимний вечер.
И с первых же строк читатель оказывается в особой атмосфере,
созданной автором, в атмосфере тишины и покоя зимнего дня.
Стихотворение целиком метафорично.
Метафора у Пастернака совершенно необычна, и выполняет необычную роль. Описываемые поэтом природа и окружающие вещи словно испытывают те же чувства, что и лирический герой. Ощущения человека передаются не путем прямого описания его чувств. Пастернак сопоставляет их с природой с помощью метафор.
Предметы и явления у Пастернака переплетаются между собой, временами даже срастаясь.
Несмотря на то, что повествование в стихотворении ведется от первого лица, лирический герой как таковой отсутствует. Его образ не выделен, не ясен. Он воспринимается не как отдельная личность, а как тот, чьими глазами мы видим эту чудесную картину зимнего дня. Невыделенность лирического героя, его растворенность в окружающем мире создается в поэзии Пастернака не только с помощью метафоры, но и с помощью звуковой организации стиха.
Звуковой строй стихотворения также показывает единство поэта и вселенной, единство внешнего мира и лирического героя, его гармонию с самим собой и окружающим миром…
В следующих строках мы встречаем яркие примеры ассонанса и аллитерации:
Только белых мокрых комьев
Быстрый промельк маховой.
Повторение сонорных "м, р, л", согласных "б, х" и гласных "е, о" создает ощущение монотонности. Кажется, будто слышится неспешный шорох падения больших хлопьев снега.
Цветопись стиха также красноречива, основной цвет здесь, конечно же, "белый"… Белый цвет-символ чистоты, божественного начала.
Когда она появляется, за окном идет снег, с ее приходом мир становится намного чище.
Стихотворение написано четырехстопным хореем, с перекрестной рифмой.
Композиционно произведение можно разделить на две части.
Первая - чисто описательная, статичная… В ней дается общая картина, атмосфера зимнего дня, тишины, одиночества.
Вторая же часть разрушает состояние уединенности и умиротворения:
Но нежданно по портьере
Пробежит вторженья дрожь.
Тишину шагами меря,
Ты, как будущность, войдешь.
Появляется лирическая героиня, та, которую и ждал герой стихотворения, предвкушением которой и дышала вся зимняя идиллия… Она входит, "как будущность", олицетворяя собой все светлое, прекрасное и естественное:
Ты появишься у двери
В чем-то белом, без причуд,
В чем-то впрямь из тех материй,
Из которых хлопья шьют.
Каким трепетом, нежным чувством проникнуты эти строки! Перед глазами невольно возникает неземной и воздушный образ девушки, подобной легким хлопьям снега за окном… И долго еще после прочтения стихотворения в памяти остается эта картина ожидания чуда.