Первое описание омута отличается мрачностью и загадочностью: "Оглядевшись, он поразился мрачности, которая царила в этом омуте. Пахло сыростью, глиной, тиной, вода была черной, ветлы в буйном росте почти закрыли все небо, и, несмотря на то, что верхушки их уже порозовели от солнца, а сквозь туман было видно синее небо, здесь, у воды, было сыро, угрюмо и холодно.
- Тут, знаешь, глубина какая? - Яшка округлил глаза. -Тут и дна нету...
Володя немного отодвинулся от воды и вздрогнул, когда у
противоположного берега гулко ударила рыба.
-- В этом бочаге у нас никто не купается...
-- Почему? -- слабым голосом спросил Володя.
-- Засасывает... Как ноги опустил вниз, так все... Вода как лед и вниз утягивает".
Второе описание автор приводит в тот момент, когда жизнь Володи могла оборваться, не решись Яшка на еще одну попытку спасения: "Взбаламученная вода в омуте успокаивалась, и никого уже не было на ее поверхности. Из глубины весело выскочили несколько пузырьков воздуха, и у Яшки застучали зубы. Он оглянулся: ярко светило солнце, и листья кустов и ветлы блестели, радужно горела паутина между цветами, и трясогузка сидела наверху, на бревне, покачивала хвостом и блестящим глазом смотрела на Яшку, и все было так же, как и всегда, все дышало покоем и тишиной, и стояло над землей тихое утро, а между тем вот только сейчас, совсем недавно случилось страшное - только что утонул человек".
Первое описание настораживает читателя, предвещая страшную развязку событий, а второе выглядит мнительно успокаивающим. Вот утонул человек - всякое бывает. Но Яшка не согласился с этой тишиной, он снова бросился на помощь и спас приятеля. Этому описанию спокойного омута автор противопоставляет человеческое сострадание, ведь именно неравнодушие помогло Яшке спасти Володю.