Для воспитания достойного подрастающего поколения детские писатели второй половины ХХ века выбрали испытанные жизненные принципы: милосердие, совесть и умение оценивать свои поступки.
В произведении Ф. Искандера "Тринадцатый подвиг Геракла" взаимодействие взрослого и ребенка довольно необычно. Школьный учитель наделен тонким педагогическим юмором, с его помощью он дает возможность провинившемуся осознать глубину проступка, взглянуть на него со стороны. Этот метод, гораздо действеннее, чем порицания и назидания, он не задевает честь и достоинства, но пропускает совесть сквозь сито.
В. Астафьев в рассказе "Конь с розовой гривой" тоже проводит главного героя сквозь муки совести. Неблаговидный поступок, затронувший близких людей, обдуман в течение бессонной ночи и трудного дня. Бабушка героя вновь не назидает, она показывает всю бездну не проступка, а лжи вообще. Это помогает осмыслить свое будущее.
Но даже у сильных духом, закаленных в трудностях подростков есть сердце. Оно детское, оно жаждет любви и заботы. Милосердная и благородная учительница из "Уроков французского" В. Распутина взялась помочь ученику решить несложные для взрослого, но такие небезопасные для ребенка проблемы. Кому-то покажутся непедагогичными ее посылки и "азартные игры", но делалось это от чистого сердца. Уроками доброты называют это произведение.
Каждый из писателей пытался наполнить добротой сердца своих героев. Это не сюсюканье, это строгая и справедливая доброта. Та, что позволит юношам в будущем поступать по совести