1) В хоромах Романовых, в среде московских дьяков появилась мысль противопоставить самозванца Годунову и свалить ненавистного царя. Смута, начавшаяся в 1601 г. во время голода, усилилась с появлением самозванца. Он был нужен многим: его поддержали в России, помощь ему оказывали польские магнаты и польский король. Вскоре самозванец оказался при дворе сандомирского воеводы Юрия Мнишека.
2) Василия Шуйского назвали «боярским царем» потому, что он был «избран» на Земском соборе, состоявшем из жителей Москвы, главным образом бояр.
3) Разрушили надежды крестьянства на "доброго и справедливого царя". У бояр, инициировавших появление самозванца, не оправдались надежды. Широкие слои русских феодалов были недовольны привилегированным положением польских и литовских шляхтичей, которые окружали трон, получали огромные награды (деньги для этого изымались самозванцем даже из монастырской казны) . Православная Церковь с беспокойством следила за попытками распространить в России католичество. Лжедмитрий хотел выступить с войной против татар и турок. Служилые люди с неодобрением встретили начавшуюся подготовку к войне с Турцией, которая была не нужна России. Недовольны были "царем Дмитрием" и в Речи Посполитой. Он не решился, как обещал ранее, передать Польше и Литве русские города. Просьбы Сигизмунда III ускорить вступление в войну с Турцией не имели результата. В результате возник новый заговор, в котором участвовали лица, пользующиеся полным доверием Лжедмитрия. Отрепьев почувствовал, что его положение, бывшее и без того шатким, колеблется прямо-таки с угрожающей амплитудой. Он был вынужден вновь искать поддержки в Польше. заговорщики ударили в набат и объявили сбежавшемуся народу, что ляхи бьют царя. Направив толпы на поляков, сами заговорщики прорвались в Кремль. Отрепьев попытался бежать, но был настигнут и убит.