Ереси в России, возникли с принятием христианства как протест народных масс против насильственной христианизации и процесса феодализации. Первой Е., возникшей в русских городах, было движение стригольников (середина 14 - 1-я половина 15 вв.) в Новгороде и Пскове. Активными участниками движения стригольников были посадские люди и низшее духовенство. Они отвергали всю церковную иерархию и монашество, весь «чин священнический», который поставлялся за деньги, «по мзде», таинство «священства». Обличая продажность попов, их пороки и невежество, они требовали права религиозной проповеди для мирян. Церковь жестоко расправилась с руководителями стригольников.
Новый подъём еретического движения в России наблюдался в конце 15 в. Его центром был по-прежнему Новгород. Основной контингент новгородских еретиков составляли горожане, возглавляемые низшим духовенством. Как и стригольники, новгородские еретики отрицали церковную иерархию и обряды.
В конце 15 - начале 16 вв. еретическое движение распространилось на Москву. Здесь около середины 80-х гг. 15 в. сложился кружок во главе с Федором Курицыным. Московская Е. носила более светский характер, чем новгородская. Были казнены вожди новгородских стригольников. По соборным приговорам сжигались и уничтожались книги еретиков.
Наибольшего развития Е. в России получили в середине 16 в. в Москве, Новгороде, Пскове, Твери, Заволжье, на Северной Двине. Подъём движения в середине 16 в. был вызван глубокими сдвигами в социально-экономической и политической жизни страны. Подъём середины 16 в. был бурным, но кратковременным. Воинствующие церковники при поддержке государственной власти подвергли вольнодумцев жестоким преследованиям. Е. дали толчок мощному культурному движению, в котором проходило самоопределение русской гуманистической мысли.