Существенной особенностью человека является то, что окружение, в котором он живет, создано им самим. След, оставляемый этим искусственным отражением в сознании отдельной личности, и есть то, что мы называем культурой. «Культура» — термин исключительно многозначный. Разные авторы понимают его по-разному, и насчитывается свыше 250 его определений. Кроме того, это слово получает разное содержание в зависимости от времени и места, от характера изучаемого общества.. . Мы исходим из позиций, которые вполне согласуются с определением Альберта Швейцера: «Культура — это итог достижений отдельных лиц и всего человечества во всех областях и по всем аспектам в той мере, в какой эти достижения способствуют духовному совершенствованию личности и общему прогрессу... » Человек усваивает культуру из социального окружения, которое отчасти воспитывает ее в нем, отчасти же его ею пропитывает. Последнее — дело средств массовой коммуникации… Сведениями, которые попадают в поле зрения современного человека и которые он берет себе на вооружение, он чаще овладевает, пассивно погружаясь в поток сообщений, чем в процессе рационального образования, которое, бесспорно, более методично и лучше организовано, но осуществляется лишь в течение ограниченного периода жизни. Термин «культура» охватывает совокупность интеллектуальных элементов, имеющихся у данного человека или у группы лиц обладающих некоторой стабильностью, связанной с тем, что можно называть памятью мира или общества – памятью, материализованной в библиотеках, памятниках и языках. 1. Сравните авторское понимание культуры с определением, данным Швейцером. Укажите одну общую черту и одно различие в этих двух трактовках культуры. 2. В тексте отмечается значение социального окружения и усвоении культуры. Как называется процесс приобщения человека к культурным нормам и ценностям? Опираясь на текст, используя обществоведческие знания, назовите любые два социальных института, которые способствуют этому процессу, и конкретизируйте влияние любого из них.