Поэтическое мировоззрение
имеет свою структуру. Эта структура может быть
определена как “образ мира художника”, и этот
образ развивается из некоторого “первоистока”.
В стихотворном обращении к А.А. Фету Тютчев
определил свой образ мира, свой поэтический дар
как “инстинкт пророчески-слепой”. Этот инстинкт
поэта, “пророчески-слепой”, обращает нас к мифу.
Для Тютчева — и в этом он сходится с Платоном и
Шеллингом — высшая цель поэзии есть творчество
мифов. Почти все великие создания его суть мифы —
мифы о природе. Основу мифа составляет глубинное
переживание, пластически воплощённое в язык
поэзии.
В основе мира природы
Ф.Тютчева — мифологический мир стихий,
первооснов Вселенной. В том же стихотворении
«А.А. Фету» поэт определяет свой поэтический дар
и как способность “чуять, слышать воды”.
Излюбленная стихия поэта — “водная стихия”.
Кажется, нет в природе такой формы существования
влаги, которая не была бы отмечена Ф.Тютчевым.
Разнообразные формы воды в
поэзии Ф.Тютчева обнаруживают связь с такими
давно известными идеями-первообразами, как Хаос
— Бездна — Беспредельное. Корни такого
поэтического мировоззрения — в
полумифологических созерцаниях древнейших
милетцев Фалеса, Анаксимандра: вода есть
первооснова всего мира, она есть Беспредельное,
откуда всё исходит и куда всё возвращается. Эта
древнейшая этико-метафизическая концепция
является основой мировосприятия Ф.Тютчева.
Конечно, речь идёт не о каких-то заимствованиях,
отношение поэта к стихиям огня и воды коренится в
подсознательных слоях его души. Фалес,
Анаксимандр, Гесиод, Гераклит, Платон — имена
античных философов, чьи созерцания органично
вплелись в поэтический мир Ф.Тютчева, не нарушая
его стройности и целостности.
ВРОДЕ ТАК