Четвертый крестовый поход 1202 - 1204 гг. имеет особенное значение в
истории и занимает исключительное положение в литературе. Не говоря
уже о том, что в четвертом крестовом походе
на первый план ясно выступает не религиозная, а политическая идея, он
отличается хорошо обдуманным и искусно проведенным планом.
Направленный против Византийской империи и завершившийся
завоеванием Константинополя и разделением империи, этот поход является
выражением долго скрываемой вражды и удовлетворением того настроения,
которое воспитали в западных европейцах первые крестовые походы.4
К концу XII в. уже ни у кого из политических деятелей не оставалось сомнения, что крестовые походы в Святую землю есть праздное дело, не могущее закрепить за христианами Иерусалима. После громадных жертв, принесенных в удовлетворение религиозного чувства, после трех больших крестовых походов,
в которых принимали участие императоры германские, французский и
английский короли, Иерусалим все же оставался в руках неверных.
Сирия, Палестина и горные ущелья Малой Азии поглотили уже до миллиона крестоносцев. Мусульмане издевались над христианами, и последним уже приходила мысль, что Бог не благословляет дело европейского христианства.