Сейчас, как никогда, необходимо воспитывать в людях любовь, уважение и сострадание, которыми славился русский народ еще в стародавние времена. Каждый гражданин и общество в целом должны осознать необходимость этих качеств для каждого конкретного человека. Изучение исторических фатов и явлений необходимо для того, чтобы перенести многие формы и приемы благотворительности, милосердия и сострадания из прошлого в настоящее время.
Природа нашей страны издавна была не только доброй, но порой и суровой матерью своего народа. Недороды и неурожаи были нередкими явлениями. Недостаток экологического общения и административной распорядительности превращал местные недоборы продовольствия в голодные бедствия.
Так, в 1601 году из-за погодных условии в России случился страшный неурожай. За ним последовало еще два голодных года. Царь, Борис Годунов, не жалел казны, щедро раздавал в Москве милостыню, предпринял обширную постройку, чтобы дать заработок нуждающимся. Прослышав про это, народ толпами повалил в Москву. Началась сильная смертность: только в трех столичных скудельницах, куда царь велел подбираться бесприютным жертвам, за два года умерло 127 тысяч человек. Но беда создавалась в значительной мере искусственно. Крупные землевладельцы заперли свои склады, началась хлебная спекуляция. Скупщики пустили в оборот все: деньги, утварь, дорогие платья, чтобы скупить хлеб, ожидая высоких цен. Рожь подорожала с двух копеек до шести рублей. Царь принял строгие и решительные меры: запретил винокурение и пивоварение, велел сыскать скупщиков и бить кнутом, на рынках нещадно переписывать их запасы и продавать в розницу по «обязательным» ценам (8. 112).
В смутное время (1609г.) Москва была осаждена поляками. Столица вновь пережила страшный голод. Царь Василий Шуйский жестоко расправлялся со спекулянтами, употребив всю строгость законов.
Первые государи из рода Романовых в трудные времена жизни государства постоянно обращались к своему народу, видя в единении с ними залог укрепления государственной помощи. Так, царь Алексей Михайлович говорил, что Бог поставил его «рассуждати людей своих вправду» и «беспомощным» помогать». Заботился он и о просвещении среди народа, для чего широко воспользовался услугами греков и западнорусских ученых, преимущественно монахов, воспитанников киевской православной академии.
Наиболее ярко появились народно-воспитательные усилия власти в период правления Петра I. Он не признавал частного интереса, не совпадающего с государственным, не понимал возможности замкнуться в кругу домашних дел
В Древней Руси органами общественного призрения служили монастыри, при них, как и при приходских церквях. Устраивались богадельные избы, куда без разбора принимались профессиональные нищие, образовавшие особый класс под именем «церковных и богадельных людей». На необходимость упорядочность этого дела указывал уже «Стоглавый собор», но энергично взялся за него лишь Петр I. Преследуя нищенство и запрещая частную благотворительность, он предписывал духовному ведомству завести по всем губерниям богадельни. Магистраты устраивали для заключения профессиональных нищих – мужчин смерительные дома, а для профессиональных нищих — женщин – прядильные дома.
Петр I решил привести в движение весь запас рабочих рук своего народа, искоренить праздное нищенство, питаемое частной милостыней. В 1705 году он при казал разослать по Москве подьячих с солдатами и приставами, ловить и наказывать бродячих нищих, деньги у них отбирать, милостыни им не подавать, а подающих хватать и подвергать штрафу. Благотворители могли вносить свои пожертвования лишь в богадельни. Петр I считал, что общественная благотворительность имеет свои преимущества: уступая частной милостыне в энергии, она разборчивее и действеннее оказывает нуждающимся более надежную помощь.
В 1782г. Екатерина II издала «Устав благочиния». В нем был сформулирован моральный кодекс гражданина Российской империи:
«Не чини ближнему, чего сам не хочешь»;
«Не токмо ближнему не твори лиха, но твори ему добро, колимо можешь»;
«Буде кто ближнему сотворил обиду, личную или в имении, или в добром здравии, да удовлетворит по возможностям»;