1. Экономические потребности общества как совокупности индивидов безграничны. Под экономическими потребностями понимается недостаток чего-либо для поддержания жизнедеятельности и развития личности, предприятия и общества в целом. Именно экономические потребности побуждают человека к активной деятельности. Потребности принято разделять на первичные и вторичные. Без удовлетворения первичных человек просто не может жить — это пища, одежда и другие жизненно важные потребности. К вторичным потребностям относят все остальное — спорт, театр, кино и т. д.
Средства, удовлетворяющие потребности, называются благами. Некоторые из них имеются в неограниченном количестве, например, вода; другие — в ограниченном и называются экономическим благами. Они состоят из товаров и услуг.
2. Экономические ресурсы, т. е. средства, необходимые для производства экономических благ, ограничены.
К важнейшим экономическим ресурсам относятся земля, капитал и труд. Землей обобщенно называют такие экономические блага, как пахотные земли, месторождения полезных ископаемых, леса. Капитал включает все виды машин, оборудования, зданий, инструментов и т д. Капитал называется также инвестиционными ресурсами. Под трудом понимается совокупность физических и умственных способностей людей, используемых в производстве товаров и услуг. Эти три большие группы экономических ресурсов называют факторами производства.
Все факторы производства обладают одним общим свойством — относительной ограниченностью, которая заключается в принципиальной невозможности одновременного и полного удовлетворения всего спектра потребностей всех членов общества. Ограниченность отдельных экономических ресурсов с развитием общества, как правило, преодолевается. Однако всегда есть ресурсы, которых в данное время не достает. Они называются редкими ресурсами.
С учетом всего вышесказанного дадим одно из возможных определений экономики как науки.
Экономика — это общественная наука, исследующая проблему такого использования ограниченных экономических ресурсов, при котором достигается максимальное удовлетворение безграничных потребностей общества. Другими словами, экономика — это наука об оптимальном, т. е. наилучшем в конкретных условиях, использовании редких ресурсов.
В ходе реализации экономической политики преследуются различные цели. Для развитой рыночной экономики это прежде всего экономический рост, полная занятость, низкая инфляция, положительный платежный баланс, повышение экономической эффективности, рост благосостояния населения, поддержание высокой степени свободы для всех хозяйствующих субъектов, сохранение и улучшение окружающей природной среды и другие цели. В переходной экономике к ним добавляются создание частного сектора и рыночной инфраструктуры, либерализация хозяйственной жизни и др.
Но проблема заключается в том, что многие цели противоречат друг другу. Так, активная борьба с инфляцией обычно означает падение экономического роста и усиление безработицы. Поэтому в зависимости от ситуации приоритетность целей экономики может меняться.
Экономика постоянно имеет дело с выбором. В процессе выбора, неизбежно в силу ограниченности экономических ресурсов, любое общество должно, так или иначе, разрешить три фундаментальные взаимосвязанные экономические задачи:
1. Что должно производиться, т. е. какие из взаимоисключающих товаров и услуг надо производить и в каких количествах.
2. Как будут производиться товары и услуги, т. е. кем, с помощью каких ресурсов и каким способом они должны быть произведены.
3. Для кого предназначаются произведенные товары и услуги. Иными словами, каким образом следует распределять производимый продукт производства между членами общества.
Эти три задачи являются основными и общими для всех экономических систем на различных уровнях их функционирования.
Для решения подобных задач в экономической теории широко используется метод научной абстракции. Он состоит в отвлечении в процессе познания от внешних явлений, несущественных деталей и выделении сущности предмета или явления. В итоге строятся модели — математические, графические, — позволяющие в компактной и наглядной форме получать и демонстрировать определенные результаты.
Моделирование, т. е. построение моделей, отражает главные экономические показатели (данные, переменные) исследуемых объектов и связи между ними. Если в модели есть только самое общее описание показателей и их взаимосвязей, то это текстовая модель. Если этими показателями и связями задаются количественные значения, то на базе текстовой модели можно построить графическую, математическую и компьютерную модели, отражающие, как меняются показатели.