История Петра I хорошо известна, но до сих пор мало понята, хотя всем ясно: царь-реформатор преобразил Россию, - путаются в целях и средствах, твердят о заимствованиях и жестокостях, с укором упоминают о самовластии самодержца, - и это от Карамзина до Пушкина, что говорить о славянофилах и западниках, которые за деревьями не видят леса.
“Петр не хотел вникнуть в истину, что дух народный составляет нравственное могущество государства.. .Пытки и казни служили средством нашего славного преобразования государственного.. .Бедным людям казалось, что он вместе с древними привычками отнимает у них самое отечество”. Это Н. М. Карамзин в 1811 году.
“Достойна удивления разность между государственными учреждениями Петра Великого и временными его указами. Первые - суть плод ума обширного, исполненного доброжелательства и мудрости, вторые нередко жестоки, своенравны и, кажется, писаны кнутом. Первые были для вечности, или по крайней мере для будущего, - вторые вырвались у нетерпеливого самовластного помещика”. Это А. С. Пушкин в 1834 году.
“Рукой палача совлекался с русского человека образ русский и напяливалось подобие общеевропейца. Кровью поливались спешно, без критики, на веру выписанные из-за границы семена цивилизации”. Это И. С. Аксаков в 1880 году.
И вот современный историк Ю. Овсянников, автор книги “Великие зодчие Санкт-Петербурга”, материалами которой я буду широко пользоваться, без всякой связи, просто ради зачина в начале новой главы заявляет: “Суровый Петр, учивший Россию кнутом и самоличным примером, не оставил достойного продолжателя дела”.
Horizon - Go dawn stream™