Праздник Троицы (Пятидесятницы) и следующий за ней Духов день венчают цепочку весенних праздников — Масленицу, Благовещение, Пасху — и знаменуют наступление лета.
В народе троицкую неделю именовали зелеными святками.
Христианская Пятидесятница как праздник Святой Троицы отмечается с IV века, когда на II Константинопольском соборе был окончательно утвержден догмат о Троице: единый Бог существует в трех лицах — Бога-Отца, Бога-Сына и Бога — Духа Святого. Это один из краеугольных камней христианства.
В Троицкой обрядности главная роль отводилась березке, без которой этот праздник все равно, что Рождество без елки. Троица всегда и везде — зеленый праздник. Дворы, дома и церкви снаружи и внутри украшались зеленью и цветами. В церковь шли тоже с цветами и пахучими травами. Иногда травы складывались снопом, а в середину ставили троицкую свечу, потом травы высушивали и хранили как средство от всевозможных бед, наперед всего использовали их как лекарство, а свечу сохраняли для умирающих. По одной из примет, троицкая зелень оберегает дом во время грозы.
Отмечали праздник на природе — в лесах, в рощах, горожане выезжали на загородные прогулки. Гуляли весело и шумно. В деревнях с утра пекли караваи, созывали друзей, для которых уже были сплетены венки из цветов и березы. А после обеда начиналось самое веселое для молодежи. Бабка-позывалка скликала девушек на гульбище в рощу, где расстилалась скатерть, на которую ставили украшенные цветами караваи. Девушки начинали водить хороводы, а юноши высматривали себе невест.
Троицкий каравай, скатерть и венки имели огромное значение для будущей брачной жизни. Скатертью тайно застилали стол под другой, верхней скатертью, на смотринах она должна была приковать суженого. Каравай засушивался в сухари и хранился до свадьбы. Их потом замешивали на счастье и любовь молодых в свадебный каравай, а венок некоторые девушки тайно передавали своему возлюбленному в качестве вестника брачного обета.
В Троицын день девушки «развивали березки», а вечером, когда веселье постепенно стихало, шли к реке и бросали венки в темнеющую весеннюю воду. А на следующий день, в понедельник, выпадал новый праздник — День Святого Духа или Духов день, с которого, как принято считать в народе, и наступало настоящее теплое лето.