Взаимный диктант
(Метод М.Г. Булановской)
Цели:
- Обучение учащихся умениям
грамотно писать.
- Формирование умений
сотрудничать.
- Развитие интереса к
предмету.
1.Подготовительный этап. Готовятся разные тексты диктантов.
Содержание текстов должно быть интересным для учащихся. Сложность текстов
зависит от подготовленности класса. Текст для диктанта должен быть кратким:
12-15 слов в первом классе, 15-20 слов во втором классе, 20-30 слов в третьем
классе, не более 35 слов в четвёртом классе.
2.Основной этап. Работа учащихся на уроке.
Алгоритм работы
1.Каждый ученик получает по
одной карточке с текстом и читает свой текст про себя.
2.В момент чтения и после
того, как все прочитали тексты, педагог отвечает на вопросы учащихся, если им
что-то непонятно в тексте.
3.Все учащиеся разбиваются на
пары. В каждой паре один из учащихся читает первое предложение текста своей
карточки вслух. (Так, как диктует педагог).
1-й читает → текст
1 ← 2-й слушает
Второй учащийся выслушивает
предложение до конца.
4.Учащийся, который слушал
(2-й учащийся), пишет под диктовку это предложение в своей тетради. (Пишущему
подсматривать в текст нельзя).
1-й читает → текст
1 тетрадь
2 ← 2-й пишет
Таким же образом зачитывается
второе, третье и т.д. предложения до конца текста.
5.Происходит смена ролей в
парах. Тот, кто писал, диктует свой текст, а другой пишет под его диктовку.
1-й пишет → тетрадь 1 2 текст ← 2-й читает
6.После окончания диктанта
учащиеся обмениваются своими тетрадями и без карточек (карточки лежат текстом
вниз) проверяют написанное. Ошибки исправляют зелёной пастой.
1-й проверяет → тетрадь2 тетрадь 1← 2-й проверяет
7.Учащиеся по карточкам
проверяют диктанты своих товарищей. Исправления делают красной пастой.
текст 1→ 1-й проверяет → тетрадь2 2 текст → 2-й проверяет→ тетрадь
1
8.Совместная проверка вначале
одного диктанта, затем второго. Допустивший ошибки учащийся под контролем товарища
делает устный разбор, второй учащийся ему помогает.
1-й устный разбор → тетрадь
1← 2-й контроль
1-й контроль → тетрадь2 ← 2-й устный разбор
9.Каждый ученик в своей
тетради выполняет работу над ошибками (можно пользоваться памяткой)
1-й работа над ошибками → тетрадь
1
2-й работа над ошибками → тетрадь2
10.Ученики берут тетради друг
друга, ещё раз просматривают и ставят в тетради свою подпись: проверил Иванов.