Век начался со сказочной привлекательности греческой и римской культуры, с нереальных, скорее театрализованных костюмов и закончился прагматикой. К началу 20 века одежда стала настолько удобна, что в ней стало возможным работать и быстро передвигаться. Это был путь, длиною в сто лет, путь из точки «иллюзия» к точке «реальность». Причем в течение всего века сохраняется одна общая тенденция: законодателем женской моды стала Франция, женское существо воспринимается как эмоциональное, в противовес рациональному мужскому костюму, законодателем которого была Англия.
Весьма условно модный 19 век можно разделить на три периода:
1800-1825 «Эпоха империи»
1830-1860 «Эпоха романтизма»
1870-1900 «Эпоха капитализма»
европа 19 векаТворцами моды часто становились политики, через следование моде определялись политические симпатии. Во Франции, в эпоху Первой империи, сторонники Наполеона носили, также как и он, треуголки. Те, кто демонстрировал антинаполеоновские чувства, стали носить цилиндр. Желание выразить в костюме республиканские убеждения и принципы привело к подражанию одежде древних греков и римлян. Античность реализовывалась в женских платьях с высокой талией без корсета, в свободных муслиновых тканях, в обуви без каблуков, наподобие сандалей, с завязками на икрах, оголенных руках и декольте. В моде была римская прическа с обручами вокруг головы и короткими завитками. Мужской костюм - фрак с тройным воротником и треуголка. Стараясь придать своему двору шик, император Наполеон приказал оформителям церемоний разработать придворную одежду. Опираясь на образцы придворной испанской одежды 17-18 вв., они разработали роскошные костюмы для придворных празднеств.
Женщины снова вернулись к вышитым золотом и серебром шелковым платьям с длинными шлейфами, к дорогим диадемам и ожерельям, широким кружевам и воротникам «стюарт», а мужчины - к большим испанским брыжам, узким беретам или токам, украшенным перьями, штанам до колен (culottes), шелковым чулкам и длинным, широким накидкам с надставленным воротом. Это был поистине «имперский блеск».
Естественно, французской моде, растиражированной в модных журналах, подражали остальные страны. Несколько более сдержаны в слепом следовании французам были венский и санкт-петербургский двор. После войны немецкие портье даже решили разработать национальный костюм в противовес «всему французскому». Дамы во Франкфурте и Карлсруэ нарядились в простое белое платье без украшений и пояс из красного бархата со скупой вышивкой. На самом деле этот наряд был далек от старинной немецкой одежды и рассматривается как фрагмент национального самосознания, достаточно кратковременный. В России также появляются элементы псевдорусского стиля. Но уже к 1820-1825 гг. Франция снова начинает диктовать женскую моду.