ВОТ ТЕБЕ РАЗВЁРНУТЫЙ ОТВЕТ ВЫБИРИ САМОЕ ГЛАВНОЕ.Брак и семья во Франции регулировались в основном каноническим правом. В XVI- XVII вв. королевская власть серией ордонансов отступила от церковных норм, относящихся к заключению брака. Сам брак стал рассматриваться не только как религиозное таинство, но и как акт гражданского состояния.
Было пересмотрено старое каноническое правило, согласно которому при вступлении в брак не требовалось согласие родителей. Отныне дети, нарушившие волю родителей, могли быть лишены наследства. Заключенный без согласия родителей брак не порождал юридических последствий.
Личные отношения супругов (главенство мужа, безусловное подчинение ему жены т.п.) также определялись каноническим правом, но положение детей в семье и имущественные отношения супругов были различными в северной и южной частях страны. На севере родительская власть рассматривалась как своеобразная опека и сохранялась в основном до совершеннолетия детей. Здесь длительное время действовал режим общности имущества супругов, которым распоряжался муж. На юге под влиянием римского права утвердилась сильная отцовская власть над детьми, но существовал раздельный режим имущества мужа и жены.
В наследственном праве феодальной Франции наиболее характерным институтом был майорат, т.е. передача по наследству земельного имущества умершего старшем сыну. Такой порядок позволял избегать дробления феодальных сеньорий и крестьянских хозяйств. На наследника возлагалась обязанность помогать несовершеннолетним братьям, выдавать замуж сестер. На юге Франции, под влиянием римского права, широкое распространение получили завещания.
Уголовное право
В IX-XI вв. во Франции в основном продолжала существовать система преступлений и наказаний, восходящая к раннефеодальному праву.
Однако в XI-XII вв. феодальные черты уголовного права раскрываются достаточно полно. Преступление перестает быть частным делом, а выступает уже как «нарушение мира», т.е. утвердившегося феодального правопорядка.
С постепенной централизацией государства и усилением королевской власти в XIII - XV вв. ослабляется сеньориальная юрисдикция и возрастает роль законодательства королей в развитии уголовного права, которое все более приобретает репрессивный характер. Расширяется круг дел, которые рассматриваются как тяжкие преступления и входят в категорию так называемых «королевских случаев» (фальшивомонетничество, убийство, изнасилование, поджоги и т.д.). Короли своим законодательством начинают активно вмешиваться и в религиозную сферу, дополняя нормы канонического права.
Вплоть до революции 1789 г. уголовная ответственность того или иного лица непосредственно связывалась с его сословным положением. К дворянам лишь в исключительных случаях применялись телесные наказания, которые обычно заменялись штрафами и конфискациями имущества. Не допускалась смертная казнь через повешение. Особая система уголовной ответственности существовала для духовенства. Вместе с тем полностью отбрасывались всякие представления о законности в случаях подавления городских и крестьянских восстаний, когда окончательно исчезли разграничения между судебной и внесудебной расправой.
В период абсолютизма законодательство особо детализирует составы преступлений, направленных против короля, французского государства и католической церкви. В связи с этим значительно расширяется круг действий, которые подпадают под понятие «оскорбление величества». Наиболее тяжкими считались покушения на короля или членов его семьи и заговор против государства. В XVII в. при Ришелье была создана «вторая ступень» преступлений, рассматривавшихся как «оскорбление величества». Это заговор против министров короля, командующих королевскими войсками, губернаторов провинций и других высших королевских чиновников, измена на войне, дезертирство, шпионаж и т.п.
Весьма разнообразными были религиозные преступления: богохульство, кощунство, святотатство, колдовство, ересь и т.п.
Так же как и преступления, наказания не были четко определены в королевском законодательстве. Их применение во многом зависело от усмотрения суда, от сословного и классового положения обвиняемого. Целью наказания стало возмездие и устрашение. Приговоры приводились в исполнение публично с тем, чтобы страдания осужденного вызывали страх у всех присутствующих. Смертная казнь применялась в разнообразных формах: разрывание на части лошадьми, четвертование, сожжение и т.д.
Многочисленными были членовредительские и телесные наказания: отрезание языка, отсечение конечностей, терзание раскаленными щипцами и т.д. Широко стало применяться и тюремное заключение, которое в более ранний период предусматривалось главным образом церковными судами. В качестве основного и дополнительного наказания использовалась и конфискация имущества.