Общеславянские боги
Перун — громовержец, главный бог пантеона[1].
Мать — Сыра Земля — женский образ олицетворённой плодородной, родящей земли-матери. Смотрите, например, такие общеславянские обычаи как клятва землёй, исповедь земле, целование земли и так далее.[2]
Боги восточных славян
Справа — пантеон Владимира в представлении древнерусского книжника
Пантеон князя Владимира[3]
Перун — главный бог, покровитель князя и дружины, также громовержец[4]. Сменился Ильёй-пророком.
Хорс — олицетворённое солнце[5]
Дажьбог — солнечное божество, в фольклоре — замыкает зиму и отмыкает весну, покровитель свадеб, в книжности — предок русских людей от князя до земледельца[6]
Стрибог — божество, связанное, вероятно, с атмосферными функциями (ветром)[7]
Семаргл — полубожественный персонаж с неясными функциями, возможно — вестник между небесным и земным мирами[3]
Мокошь — женское божество, покровительница прядения и ткачества[8]. Сменилась Параскевой-Пятницей.
Другие боги Древней Руси
Волос ~ Велес — учёными обычно отождествляются, однако в источниках упоминаются в разных контекстах:
Волос — «скотий бог», покровитель скота[9]. Сменился св. Власием Севастийским.
Велес — бог-покровитель[10] сказителей и поэзии[11], поскольку сказитель Боян назван в «Слове о полку Игореве» Велесовым внуком.
Рожаницы и Род — персонажи, олицетворявшие предначертанное, судьбу новорожденного, «что на роду написано»[12]
Сварог — возможно, бог-кузнец[13]
Сварожич — олицетворённый огонь[14]
Похороны Костромы. Рисунок с лубка. XIX век
Ритуально-календарные персонажи
Масленица[15]
Ярила[16]
Кострома[17]
Кострубонька[18]
Коляда[19]
Купала
Обрядовые и фольклорные олицетворения праздников являлись не богами, а персонажами карнавально-игровой природы. По мнению ряда учёных[20], будучи архаичным этапом развития культа умирающего и воскресающего божества, мыслились средоточием сил плодородия и плодовитости. После чествования и оплакивания чучела разрывались, утапливались или сжигались. Остатки разбрасывались по полям или в хлеву.
«Боги» и персонажи книжного происхождения
Троян — персонаж-символ древности в «Слове о полку Игореве». В других источниках перечисляется вместе с остальными богами[21]. На Русь был заимствован видимо из южнославянской фольклорной традиции.
Дый — вариант имени античного Зевса в древнерусских поучениях против язычества
Алконост и Сирин — мифические птицы древнерусских книжных произведений, заимствованы из античной традиции
Боги западных славян
Идол балтийских славян (о. Волин)
Боги балтийских славян
Святовит — главный бог Арконы, связан с войной и победой[22]
Триглав — главный бог своей местности, с ним связан священный вороной конь, у его идола три головы[23]
Сварожич (Радегаст) — главный бог земли ратарей, связан с воинскими функциями[24]
Чернобог — злой бог, приносящий несчастье[25]
Прове — главный бог округи Старгарда, почитался в священной дубовой роще[26]
Припегала — бог с неясными функциями, судя по источнику — «дионисийского» типа[27]
Подага — бог вагров с неясными функциями, имевший храм и идол в Плуне[28]
Жива — женское божество, главное божество своей местности[29]
Три бога Кореницы[30]
Яровит — бог войны и плодородия[31]
Руевит — главный бог Кореницы, бог войны[32]
Поревит или Поренут — бог с неясными функциями[32]
Чучело Маржаны, приготовленное к сожжению
Ритуально-календарные персонажи
Марена (Морена, Маржана) — весенний мифо-ритуальный персонаж, чучело, воплощение смерти и зимы, которое топили, разрывали или сжигали
Низшие персонажи[источник не указан 1049 дней]
Рарог — мифологическая огненная птица
Велес — чёрт, демон в чешских поговорках
Паром (Перун) — упоминается в проклятия