Согласно арабской версии, шамхальство возникло в 734 году, когда арабский завоеватель Абу-Муслим назначил в области Кумук некого владетеля по имени Шахбал. Такая точка зрения изложена в хронике "Дербенд-Наме". Ее поддерживает и Бакиханов А.К [6] :
Устроив таким образом дербендские дела, Абу Муслим пошел на Кумук. Эмиры и жители тамошнего края после нескольких битв запросили пощады и приняли ислам. Главная мечеть и другие здания, построенные им в городе Кумуке, существуют еще и поныне. Он оставил здесь правителем Шахбала ибн Абдаллаха ибн Касима ибн Абдаллаха ибн Аббаса (дядя пророка
Мухаммада) и назначил при нем казия для обучения жителей обрядам новой веры
Критика арабской версииПравить
Многие специалисты подвергли сомнению арабскую версию, отмечая полулегендарный характер сведений о походе Абу-Муслима и назначении им Шахбала в области Кумук. Русский востоковед В.В. Бартольд отмечал, что форма "шамхал" является поздней. Первоначальной формой термина является "шавкал", которое одновременно фиксируется русскими и иранскими (тимуридские историки Низам ад-Дин Шами и Шарафаддин Язди) источниками, что исключает возможность искажения "шамхал" в "шавкал"[7]. Известный дагестанский историк Шихсаидов писал, что версия об арабском происхождении была выгодна династии и духовенству[8]. А. Кандауров писал о том, что инициаторами версии об арабском происхождении были сами шамхалы. Дополнительным аргументом против рассматриваемой версии является тот факт, что шамхалы не упоминаются у средневековых арабских географов (Али-Масуди, Аль-Истархи и другие)[9].
Тюрко-татарская версияПравить
Сторонниками тюркской версии происхождения шамхальского государства являлись лакский историк Али Каяев[10][11], турецкий историк Фахреттин Кирзиоглу[12], историк начала XX века Д.-Х. Мамаев (Карабудакхентский)[13], Халим Герей Султан[14], крымско-татарский автор Мехмет-Эфенди[15] и ряд других. Российский востоковед, доктор исторических наук, Зайцев И.В. считает шаухальство кумыкским государством со столицей в городе Кумух. Исследуя труд тимуридских историков Низама ад-Дин Шами и Шереф ад-Дина Йезди, советские историки В. Г., Ромаскевич А. А[16] и Волин С. Л.[16], узбекский профессор Ашраф Ахмедов[17], а также профессор и алановед О.Б.Бубенок[18], называют Гази-Кумук (Гази-Кумуклук, область кази-кумуков) областью проживания части кумыков. Упомянутые тимуридские историки Низам ад-Дин Шами[19] и Шереф-аф-Дин Йезди[20] писали о владении Гази-Кумуклук. Суффикс "Ук" характерен для тюркских языков[21].
Османский путешественник Эвлия Челеби называл шамхала "природным огузом"[22]. Аргументом в пользу тюрко-татарской версии является тот факт, что шамхалы избирались традиционным для тюркских народов способом — бросанием красного яблока[23]. Домусульманские имена жителей Кумука, зафиксированные в Худуцкой надписи (Будулай, Ахсувар[24], Чупан и другие) имеют тюркскую природу[25]. На могилах шамхалов в современном лакском селении Кумух исторической области Кумук, помимо арабских имеются надписи и на тюркском языке, зафиксированные известным кавказоведом Л.И.Лавровым[26]. Само кладбище местные жители называли "симирдальским" - от названия хазарского города Семендера[27]. Как отмечают ученые, на кладбищах в Кумухе проявлется кипчакский характер узора[28]. В исторической хронике История Маза шамхалы названы "ветвью ханско-хаканских поколений".[29]
Титул шамхал встречался у соседних народов. Правитель андийцев Али-Бег, ставший основателем новой династии владетелей этого народа, носил титул шамхал[30]. Также титул "шамхал" носил правитель XV века из Гидатля "Уллу (Олло) Шамхал" (Уллу в переводе с кумыкского "большой", "великий")[31]. Согласно народным преданиям, правители андийцев, начиная с шамхала (султана) Али-Бега до Хаджику, разговаривали на языке равнины (то есть кумыкском)[32].
По мнению лакского историка Али Каяева, первый шамхал также был тюрком, а не арабом[33]. Монгольские завоеватели сместили прежнюю династию и назначили своих ставленников. Джамалутдин-Хаджи Мамаев (Карабудакхентский) в своей книге "История Кавказа и селения Карабудахкент" писал о происхождении шаухалов следующее:[34]
То обстоятельство, что в Дагестане избрали [своими правителями] род Чингиза и назвали их именем "шавхал-хан", исходило из установившейся тюркской, татарской духовности, как опоры на своё генеалогическое происхождение (насаб), при этом, не склоняясь в сторону науки или деликатности (эдеб). Род Чингиза почитается среди них (шаухалов) [высоко], как курайшиты среди мусульман. Они не позволяли никому быть выше них или поднять голову
На генетическую связь Шаухалидов с Джучидами указывают и имена некоторых первых из них и окружавших их аристократов[35].