Сам Карамзин называл свои чувствительные повести «летописями
человеческого сердца».Своеобразной диалогической парой повести о
современности явилась историческая повесть: за «Бедной Лизой»,
опубликованной в «Московском журнале» за 1792 г., прямо и
непосредственно следует публикация того же года, в том же журнале —
повесть «Наталья, боярская дочь», действие которой отнесено к XVII в.,
периоду царствования отца Петра I, царя Алексея Михайловича, но
соотношение категорий истории и современности диаметрально
противоположно их соотношению в повести «Бедная Лиза». В авторском
зачине повести «Бедная Лиза», связывающем историю любви героини с
трагической историей отечества возникает мотив чуда.
Чудо, возможное
в истории, не может произойти в авторской современности, к которой
приурочено действие «Бедной Лизы»: «Ах! для чего пишу не роман, а
печальную быль?». Поэтому в поисках чуда естественно обращение
Карамзина к истории отечества в повести «Наталья,боярская дочь», в
которой счастливо и идиллически развивается сюжет о неравной любви,
чудесным образом преодолевающей сословные преграды.В основу
вымышленного сюжета повести « Наталья,боярская дочь » лег
реально-исторический сюжет, действительно чудесного характера: «второй
брак царя Алексея Михайловича с Натальей Кирилловной Нарышкиной,
воспитанницей боярина Матвеева». Это был редчайший в истории случай
династически неравного брака царя и обыкновенной дворянки — такого же
неравного, каким в частной жизни мог быть брак дворянина и крестьянки.
Перенеся эту историческую ситуацию чуда в частную жизнь, Карамзин
сохранил подлинные исторические имена героев, Наталья и Алексей, и, как
показал П. А. Орлов, поделил факты биографии боярина Артемона Матвеева
между двумя героями: «Первая, благополучная часть его жизни служит
материалом для создания образа отца Натальи — боярина Матвея Андреева.
История опалы и ссылки А. С. Матвеева вместе с малолетним сыном Андреем
связана в произведении с судьбой Любославского и его сына Алексея».
На
этом историзм повести Карамзина в современной трактовке этого понятия
кончается, поскольку историческое прошлое в « Наталье , боярской дочери »
интересует Карамзина как художника, ищущего свой эстетический идеал.
Чудо счастливой любви Натальи , дочери царского советника, и Алексея
Любославского, сына опального вельможи, умершего в ссылке с несмываемым
клеймом изменника, подобно тем историческим чудесам, которые изображены
на вратах храма Симонова монастыря, а повести «Бедная Лиза» и «
Наталья,боярская дочь » соотнесены между собою так, как «печальная быль»
и подлинная история соотносится в сознании автора-повествователя с
«романом», подобным чуду, изредка происходящему в истории.