О Жилине известно, что он небогат, к тому же мать у него болеет. О его внешних данных можно заключить, что он выносливый (пережил плен, побег в колодках), умелый (делал игрушки детям горцев), ловкий (по шесту смог вылезти из ямы). Костылин же грузный, толстый, изнеженный (в первый раз из плена ему помешали бежать стертые ноги).
По внешности сразу понятно, что Жилин человек простой, хоть и благородного происхождения. Открытая и добрая у него и душа. Он хорошо относится к некоторым горцам, видя их лично ему не враждебными. Столь же благожелателен он к Костылину. Несмотря на кажущуюся мягкость, герой обладает сильным внутренним стержнем: у него железная воля (стойко переносил тяготы плена и побега), смелость (не испугался обороняться от горцев до последнего). Такие честные и отважные люди, как Жилин, заслуживают симпатию своими поступками.
Костылин богат и знатен, привык жить хорошо и беззаботно. Но смелости, стойкости, силы воли он не нажил. Герой боялся горцев, потому попал в плен, попросил у родни огромный выкуп и ждал, не предпринимая никаких попыток помочь себе самостоятельно. А зачем, ведь за него и так все всегда сделают? Вот почему бежать помешал такой пустяк, как раны на ногах. Он труслив, а от этого подл, не может постоять за себя.
В противоречивых героях отражены два взгляда на жизнь. Дружба – настоящая (сам погибай, но товарища выручай) у Жилина и «по случаю» (раз оказались рядом, то надо налаживать отношения) у Костылина. Честь – высокая (нужно бороться за свою жизнь) у первого и ее отсутствие (какое угодно унижение, лишь бы выжить) у второго. Автор осуждает культ знатности и денег, ведь малозначительный человек иногда гораздо лучше богатого и знатного.