Родина для Лермонтова — понятие широкое и многоплановое. Его отношение к России проникнуто болью и гордостью за ее судьбу.
В ранней лирике Лермонтова звучат гражданские мотивы неприятия
рабства (“Жалобы турка”), прославление революционного подвига (“10 июля
1830”), возвеличение былого могущества России (“Новгород”, “Приветствую
тебя, воинственных славян...”). Социальные проблемы Лермонтов связывает с
какими-то глубинными, историческими процессами.
В стихотворении “Монолог” поэт приходит к неожиданному и
трагическому выводу — сама Родина обрекает своих детей на бездействие,
на жалкое прозябание, на гибель талантов:
Поверь, ничтожество есть благо в здешнем свете...
К чему глубокие познанья, жажда славы,
Когда мы их употребить не можем?
И душно кажется на родине,
И сердцу тяжко, и душа тоскует...
Поэтому так силен в лирике Лермонтова мотив противопоставления
современного, ущербного существования былому могуществу свободной
России. Одно из высших проявлений силы русского духа Лермонтов находит в
недавнем прошлом: в войне 1812 года. Победу России над Наполеоном
Лермонтов воспринимает как символ торжества справедливости, огромной
духовной силы нации. В стихотворении “Бородино” противопоставлены
“нынешнее время” и время “былинных” богатырей:
Да, были люди в наше время,
Не то, что нынешнее племя:
Богатыри — не вы!
Современное поколение неспособно на подвиги, утратило духовную
связь с народом. От имени прошлого поколения в поэме говорит старый
солдат: он выступает и от своего лица, и от лица всех защитников
Отечества. Не случайно в стихотворении постоянно звучит местоимение “мы”
— так Лермонтов передает важнейшее свойство русской национальной
психологии: личность существует не сама по себе, а в слиянии с другими.
Но это не обезличивает человека. Именно русские солдаты принесли России
победу:
Что тут хитрить, пожалуй к бою;
Уж мы пойдем ломить стеною,
Уж постоим мы головою
За родину свою!
Солдаты идут в бой за родину, повинуясь нравственному закону:
“Как наши братья умирали!” Они с любовью вспоминают о погибшем
командире:
Полковник наш рожден был хватом:
Слуга царю, отец солдатам...
Эти естественные взаимоотношения противостоят тем безнравственным законам, по которым живет “нынешнее племя”.
В 1841 году написаны два стихотворения, в которых Лермонтов
наиболее полно и глубоко раскрывает всю противоречивость, сложность
своего отношения к Родине:
Прощай, немытая Россия,
Страна рабов, страна господ...
Впервые в русской литературе прозвучало осуждение не каких-либо
отдельных сторон русской действительности, а всей николаевской России:
И вы, мундиры голубые,
И ты, им преданный народ.
Речь идет одновременно о беде и о вине России и ее народа.
Стихотворение выражает чувство безнадежности: в этой стране покорности,
жестокости и несвободы жить нельзя.
В стихотворении “Родина” Лермонтов называет свое отношение к
Родине “странной любовью”. Стихотворение построено на противопоставлении
“казенного патриотизма” и естественного человеческого чувства. Картины
истинной России ничуть не отрицают в сознании Лермонтова Россию как
государство.
Сложное отношение Лермонтова к Родине, принятие ее душой, а не
умом, отказ объяснить, за что человек любит свою отчизну, положили
начало целой традиции в русской поэзии:
Умом Россию не понять...
В Россию можно только верить.