1. Расставьте ударения в словах. Апартеид, буржуазия, гордиев узел, договор, завсегдатай, исподволь, кладовая, лубочный, монолог, некролог, олигархия, премировать, раджа, сироты (мн.ч.), пиццерия. 2. Объясните значения омографов, составьте с ними предложения. Ирис – ирис, характерный – характерный, склонен – склонён. 3. Подберите к данным словам синонимы и антонимы. Трудиться, молчать, хороший, злой. 4. Выберите подходящий пароним из скобок. 1) Разработанный план был вполне (реалистичным, реалистическим); 2) в углу пещеры забрезжил (спасательный, спасительный) свет; 3) намёк был вполне (тактическим, тактичным), но юноша обиделся; 4) решение сложных (тактических, тактичных) вопросов ему доверять рано; 5) дисбаланс вызван отсутствием научно (основанных, обоснованных) прогнозов. 5. Найдите в предложениях лексические ошибки, объясните и исправьте их. 1) В цехах устанавливается более прогрессивное оборудование; 2) статья опять вызвала пристальное внимание читателей; 3) спортсмен успел заработать за карьеру немало денег; 4) на вечер объявлено интервью с бывшим экс-министром; 5) только пять студентов реализовали возможность учиться за границей; 6) спасительная служба на пляже всегда на посту; 7) творчество Петровского – новая скрипичная волна в русской музыке; 8) на дружескую вечеринку он отправился одетым неподобающим образом; 9) автор чересчур педалирует свою любовь к старинной архитектуре; 10) такой поступок не вяжется ни в какие рамки. 6. Вставьте нужные окончания в формах именных частей речи, исправьте ошибки. 1) После стакан.. горячего ча.. озябшему мальчику стало легче; 2) в совещании участвовали директор.. техникумов и ректор.. институтов; 3) в городе равное количество армян.. и грузин…; 4) новый курс лекций посвящён творчеству Хачатур.. Абовян…; 5) эт.. банкнот.. имеет несколько уровней защиты; 6) лодка шла вдоль берега ещё не исследован.. Онтарио; 7) этот ребёнок весел.. и любознател..н…; 8) трудно назвать событие … велик.., чем эта победа; 9) в конторе работают тр.. адвокат…; 10) стихи Некрасова раскрывают тему крестьянского труда и их тяжёлой жизни. 7. Объясните и исправьте ошибки в употреблении глаголов и глагольных форм. 1) Больше никто не удостоивал вниманием этот объект; 2) маша старательно полоскает бельё в речке; 3) ляжь вот сюда, здесь удобнее; 4) музеев, смогущих купить эту картину, не так уж много; 5) летящие и крутясь на ветру, листья устилают дорожки. 10. 1) Ряд разработок этого архитектора уже использу..ся в градостроительстве; 2) депо Новосибирск-товарный выполнил.. план по перевозке грузов; 3) на конференции, кроме преподавателей вузов, приняли участие и школьные учителя; 4) модернизируя автомобиль «лада», нами введены усовершенствования в двигателе; 5) я склонен, что в этом деле много неясного.