СДЕЛАЙТЕ КОНСПЕКТ К ТЕКСТУ: Герои Лескова — люди Русской земли, чудаки, блаженные,...

0 голосов
81 просмотров

СДЕЛАЙТЕ КОНСПЕКТ К ТЕКСТУ: Герои Лескова — люди Русской земли, чудаки, блаженные, необычайно одарённые, щедрые люди, цельные по натуре, часто беззаботные и всегда готовые прийти на помощь другим, проявить чувство сострадания к обиженным. Лесков не выдумывал их, а находил в самой жизни. Талантливость русского человека, кротость его духа и чистота его сердца давали Лескову надежду, что народ найдёт вместе со страной праведный путь. Погружаясь в народную жизнь, писатель хотел изобразить её так, как она сама себя понимает, и на её языке. Поэтому его герои и рассказчик его произведений выражают свои мысли с теми неправильностями, речевыми искажениями, сугубо народными оборотами речи, которые свойственны простому народу. Лесков подслушивал речь разных слоёв населения России, обращался к фольклору. Из этих и других пластов языка составился знаменитый лесковский сказ. Многие считали лесковский язык вычурным, неестественным, причудливым, но было бы неправильно думать, будто Лесков не мог писать на чистейшем русском литературном языке. Сказ нужен писателю для наиболее полного проникновения в существо народной жизни и в характер русского человека. И вот прошло время, и язык Лескова стал восприниматься словесным кружевом, настолько он тонок, искусен и выразителен. Все эти качества в высшей степени свойственны «Сказу о тульском косом левше и о стальной блохе». Умелец-левша, может быть, наиболее фантастический из героев писателя. Он необыкновенно талантлив, одарен необычными способностями — шутка ли, выполнить такую тонкую работу, как подковать блоху! И вместе с тем он не знает основ наук, действует по интуиции, подковать-то блоху подковали, но она перестала прыгать, двигаться, танцевать. Лесков скорбит о том, что народ хотя и бесконечно талантлив, но необразован, непросвещен. Писатель хочет, чтобы одаренность народа соединилась с широкими, глубокими и самыми современными научными знаниями. И еще он думает о том, что народ всюду унижен, что его не слушают, не вникают в его мысли и чувства. Левша, умирая, думает не о себе, а о том, как бы не подвести русскую армию. Для этого он хочет — так он понимает свой долг — сказать государю важное слово, но так и не был услышан. Свет ума и таланта Лескова пролился на русское словесное искусство XX века и обогатил русскую прозу.


Литература (39 баллов) | 81 просмотров
Дан 1 ответ
0 голосов

1. Лесков несколько лет состоял на государственной службе, по служебным делам он изъездил всю Россию. Эти впечатления дали ему богатый материал для статей и очерков, которые он стал писать с начала 1860-х годов. Затем Лескова заметили читатели и журналисты — он становится сотрудником ряда газет и журналов. Уже в первых своих литературных опытах Лесков показал себя страстным полемистом — многие ополчились против него, ненадолго его отлучили от работы в известных изданиях. Однако именно в

это время, в 1860-е годы, складывается его своеобразная манера письма, которая расцветёт в 1870-1880-х годах.

2. «Герои Лескова — люди Русской земли, чудаки, блаженные, необычайно одарённые, щедрые люди, цельные по натуре, часто беззаботные и всегда готовые прийти на помощь другим, проявить чувство сострадания к обиженным. Лесков не выдумывал их, а находил в самой жизни. Талантливость русского человека, кротость его души и чистота сердца давали Лескову надежду, что народ найдёт вместе со страной праведный путь». (В. И. Коровин)

Левша

Вопросы и задания (к стр. 292-293)

1. Безымянный мастер (левша) и его товарищи говорят о том, что они берутся выполнить эту работу: «авось слово царское ради нас в постыждении не будет». Выполняя работу ради царя, они поддерживают этим Платова и всю Россию, потому что хотят доказать, что русский народ не менее талантлив, чем представители других наций, и гордятся своей страной.

2. Портрет левши: «Идёт в чём был: в опорочках, одна штанина в сапоге, другая мотается, а озямчик старенький, крючочки не застёгиваются, порастеряны, а шиворот разорван; но ничего, не конфузится». Левша держится с царём и его окружением спокойно, сознавая своё достоинство мастера.

3. На подковках не оказалось имени левши. Он сам объясняет это царю: «...я мельче этих подковок работал: я гвоздики выковывал, которыми подковки забиты, — там уже никакой мелкоскоп взять не может».

4. Англичанам долго не удавалось уговорить левшу хотя бы погостить в Англии. Но они пообещали ему, что «они его в это время по разным заводам водить будут и всё своё искусство покажут», и тогда левша согласился погостить.

Особое впечатление в Англии на него произвели хозяйственные порядки, «особенно насчёт рабочего содержания». Он заметил, как одеты работники, как проводят праздники, что они работают с обучением, а не «с бойлом», и живут в сытости. Ещё левшу очень интересовало, как англичане хранят старые ружья.

5. Эпизоды, рисующие царское окружение, мы находим в главах двенадцатой, тринадцатой и четырнадцатой.

Глава двенадцатая: «А царедворцы, которые на ступенях стоят, все от него отворачиваются, думают: попался Платов и сейчас его из дворца вон погонят, — потому что его терпеть не могли за его храбрость».

Глава тринадцатая: «Вельможи ему кивают: дескать, не так говоришь! а он не понимает, как надо по-придворному, с лестью или хитростью, а говорит просто».

Глава четырнадцатая: «Тут и другие придворные, видя, что левши дело выгорело, начали его целовать...»; «А граф Кисельвроде велел, чтобы обмыли левшу в Туляковских всенародных банях, остригли в парикмахерской и одели в парадный кафтан с придворного певчего, для того, дабы похоже было, будто и на нём какой-нибудь жалованный чин есть».

6. Лесков изобразил генерала Платова донским казаком с «грабоватым» носом, в «лохматой бурке» и широких шароварах, который без конца курит корешковую трубку и пьёт стаканами «водку-кислярку».

Главное в характере Платова — твёрдая уверенность в том, что всё русское — самое лучшее, что государь и русские люди должны любить Россию, верить в её народ и не соблазняться на всё иностранное. Замечателен эпизод, когда Платов отковыривает замок удивительной пистоли и показывает надпись на собачке: «Иван Москвин во граде Туле».

(70 баллов)