овесть «Капитанская дочка» положила начало русскому историческому роману. Своими произведениями на исторические темы Пушкин внес вклад огромной ценности. В своих повестях, рассказах и романах он воссоздал самые значительные эпизоды из жизни России от глубокой древности до 1812 года. Повесть «Капитанская дочка» повествует о драматических событиях 1770 годов, когда недовольство крестьян и жителей окраин России вылилось в восстание под предводительством Емельяна Пугачева. Но повесть не ограничивается только этой темой. Тема крестьянского бунта – одна из многих, поднятых в этом многоплановом и философском произведении. Параллельно в повести Пушкин ставит и решает ряд важных вопросов: о патриотическом воспитании, о любви и верности, чести и достоинстве человека. Так почему же повесть называется «Капитанская дочка»?
Пушкин не ставил перед собой цели показать историческую действительность такой, какая она есть. Александр Сергеевич переосмысливает события пугачевской эпохи и представляет нам ее в другом ракурсе. Автор стремиться показать личность Пугачева, сыгравшего огромную роль в судьбе России. Перед нами предстает выходец из народа, знающий его самые сокровенные чаяния и горести. Емельян старается помочь, кому возможно. По природе он не жестокий человек, об этом можно судить по его отношению к Гриневу, Маше, Швабрину. Расправа же над непокорными офицерами – вынужденная мера военного времени.
Назови Пушкин свое произведение иначе, обозначив, например, личность Пугачева в названии, цензура незамедлительно отреагировала бы на повесть, как на бунтарское, революционно настроенное, и вряд ли допустила бы книгу к печати, кроме того Пушкину и без того пришлось «выкинуть» из текста некоторые главы.
Для автора была важна не только линия, связанная с Пугачевым, но и сила любви, благодаря которой Гринев отправляется в стан мятежников, а робкая и нерешительная Маша Миронова идет ко двору императрицы, чтобы спасти своего возлюбленного, отстоять свое право на счастье, а главное – утвердить справедливость. Постепенно Маша становится центральным персонажем повествования.
Сама поездка девушки в Петербург к императрице говорит о многом. В беде открылись ее душевные глубины, которые читатель в начале повести и предположить не мог в молоденькой девушке, покрасневшей чуть ли не до слез при одном лишь упоминании ее имени. В разговоре с «неизвестной дамой» она признается, что Гринев для нее одной «подвергался всему, что постигло его. И если он не оправдался перед судом, то разве потому только, что не хотел запутать» ее.
Оказавшись во дворце, «Марья Ивановна предчувствовала решение судьбы; сердце ее сильно билось и замирало. Через несколько минут карета остановилась у дворца… Мысль увидеть императрицу лицом к лицу так устрашало ее, что она с трудом могла держаться на ногах. Через минуту двери отворились с она вошла в уборную государыни…» Марья Ивановна взяла письмо «дрожащей рукою и, заплакав, упала к ногам императрицы, которая подняла ее и поцеловала».