В совет-
ские годы морские перевозки в Арктике стали ре-
шающим фактором освоения минеральных ресурсов
в прибрежной зоне и бассейнах арктических рек,
жизнеобеспечения арктических городов и поселков.
В системе Севморпути особое место занимает Кар-
ское море. На него замыкаются крупнейшие, самые
густонаселенные и экономически развитые в Сиби-
ри бассейны Оби и Енисея. Здесь впервые были на-
чаты регулярные зимние плавания по Севморпути
под проводкой атомных ледоколов, что обеспечило
круглогодичный производственный цикл Нориль-
ского горнопромышленного комплекса. В кризисный
период 1990-х — начала 2000-х годов благодаря
перевозкам медно-никелевого концентрата из Ду-
динки в Мурманск был востребован ледокольный
флот, поддерживалась инфраструктура Севморпути,
сохранялась необходимость в мониторинге климата
и ледовых условий.
Карское море — ключевой район исследований
экологии Арктики. В силу большой площади водо-
сборного бассейна и особенностей распределения
речного стока на него приходится наибольший объ-
ем сбросов загрязняющих веществ от промышлен-
ных комплексов восточного склона Урала и юга
Сибири. Самостоятельное значение приобрела про-
блема радиационного загрязнения Карского моря.
В недавнем прошлом на морском дне и в заливах
Новой Земли было захоронено большое количество
отработанных судовых реакторов и контейнеров