Бизнес - основной фактор формирования конкурентной среды и развития рыночной экономики, способствует одновременному повышению занятости населения и улучшению социальной обстановки. В нашей стране основной источник первоначального накопления капитала в области бизнеса - трансформация государственной собственности (приватизация). Углубление экономической реформы и становление рыночной экономики на региональном уровне с преобладанием государственного монополизма может быть достигнуто путем формирования конкурентной среды с помощью развития института бизнеса и создания условий для его функционирования. Предпринимательство является важным элементом рыночной экономики, поэтому на ранних стадиях развития рыночных отношений зарождающимся предпринимательским бизнес-структурам необходима государственная поддержка. Опыт развития международной и отечественной экономики показал, что при условии экономического кризиса политика, которая направлена на оказание помощи и содействие развитию малого бизнеса, может дать ощутимые результаты при достижении сбалансированного экономического роста. Предприятия малого бизнеса различных форм собственности имеют важное значение в процессе нейтрализации монополизма, создания новых рабочих мест, оздоровления окружающей среды. Именно на этой основе возможно осуществление структурной перестройки экономики и одновременное формирование социальной базы реформ.
Поддержка бизнеса должна осуществляться, в первую очередь, за счет регионов и муниципалитетов, поскольку регионы в рыночной экономике получили большую самостоятельность и вышли из-под опеки центральных органов. Местное самоуправление при этом выделено в самостоятельный институт публичной власти, который не находится в подчинении государственной власти. По этой причине основная задача социально-экономического развития территории при условии формирования рыночной экономики полностью ложится на субъекты РФ и муниципальные образования. Эффективная рыночная экономика в масштабе регионов и отдельных территорий возможна только тогда, когда на рынках товаров и услуг возникает и поддерживается сбалансированная структура, которая включает вместе с крупными компаниями достаточное число устойчивых организаций малого бизнеса, которые в значительной мере обеспечивают сохранение рынка и помогают решению социальных проблем.