По первым письменным историческим документам (Геродот и другие античные историки), на всей территории, находящейся севернее Черного моря (у античных авторов Понтийское море), обитали скифы, однако слабозаселённость территории и отсутствие охраняемых границ позволяли осуществлять вылазки на эту территорию кочевым народам.
Степи Дикого Поля были пригодны для развития земледелия, скотоводства и промыслов, что способствовало началу их освоения ещё во времена Древнерусского государства. Этому, однако, препятствовали набеги степных кочевников, которые волнами прокатывались по этим землям с древнейших времён (хазары, печенеги, половцы, татары). Для защиты от них из Киева и других русских городов направлялись княжеские дружины и создавались сторожевые посты, а в дальнейшем из них вырастали поселения и города.
Продолжилось заселение Дикого Поля в XIV—XV веках, когда часть территории правобережной Украины вошла в состав Литовского государства, позднее объединившегося с Польским Королевством в Речь Посполитую (1569). Земли Дикого Поля осваивались и заселялись переселенцами, крестьянами и холопами с территории правобережной Украины и крепостными из России и Речи Посполитой. Впоследствии территория Дикого Поля была под контролем казаков. После образования Российской Империи Московское правительство на территории Дикого поля и ведения борьбы против турецко-татарской экспансии создавало системы оборонительных сооружений, включающие крепости, засеки, земляные валы и рвы, организовывало станичную и сторожевую службу. На оборонительных линиях селились служилые люди.
В XVI—XVII веках правительство Польско-Литовского государства Диким Полем считало украинские земли, находившиеся на восток и юг от Белой Церкви, и раздавало их магнатам и знатнейшим в частную собственность как незаселённые.
В конце XVII века название «Дикое Поле» перестало употребляться.